Телевидение стало настолько привычным явлением, что технологические достижения в этой сфере зачастую воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а то и вообще остаются незамеченными. Прием, оказанный в России трем технологиям, заявившим о себе в последние годы (IP-TV, HDTV и Mobile TV), лишь подтверждает сказанное. Действительно, массовый спрос отмечен, пожалуй, только на IP-телевидение; телевещание через сети мобильной связи большинством абонентов воспринимается как экзотика, а HDTV доступно лишь по кабельным и спутниковым каналам, поэтому, покупая приемник с поддержкой HD, обыватель, по сути дела, инвестирует в собственное будущее.
Цифра превыше всего
С переходом на цифровое телевещание Россия не рискует оказаться впереди планеты всей. Ратифицировав решения МСЭ 2006 года, когда впервые после 45-летнего перерыва были пересмотрены международные договоренности в области развития телевидения, наша страна приняла на себя обязательства по переводу эфирного телевещания на «цифру». Этот переход должен в основном завершиться в 2015 году: к этому времени цифровое эфирное телевещание станет доступным для 95% населения страны. Предполагается, что в стране будет три цифровых мультиплекса, а также три канала высокой четкости и три канала мобильного ТВ. В бесплатный пакет цифрового ТВ-вещания войдут восемь телевизионных и три радиоканала. Весь комплекс мер по цифровизации телеэфира обойдется в 127 млрд руб., треть которых составят средства частных инвесторов. Отдельный вопрос – оплата приставок для аналоговых телеприемников. Их выпуск первоначально намеревалось субсидировать государство (на сумму более 49 млрд руб.), но впоследствии эти планы были скорректированы: в конце 2008 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что приставки телезрители должны приобретать за собственные средства.
Впрочем, во всем следует искать положительные стороны. Запланировав цифровизацию ТВ на 2015 год, Россия сможет учиться не на своих ошибках, а на ошибках тех стран, которые с этим процессом поторопились. Через пять лет стран таких наберется немало. Например, в США полный переход на цифровое телевещание состоялся 13 июня прошлого года. Начиная с марта 2007 года все продаваемые на территории США телевизоры должны были быть оснащены цифровым тюнером. Тем не менее, согласно оценкам Reuters, год назад в стране насчитывалось около 20 млн семей с аналоговыми телеприемниками. Чтобы не лишать их важного канала получения информации, в США была принята специальная федеральная программа по субсидированию приставок-конвертеров цифрового ТВ-сигнала в аналоговый. На эту программу первоначально было выделено 1,34 млрд долл., что сопоставимо с приведенными выше 49 млрд руб.
Переводя эфирное ТВ на цифровые рельсы, правительство США преследовало две цели: более эффективное использование либо высвобождение частотного ресурса и повышение качества изображения. Аналогичными мотивами руководствовались и в других странах. Первым государством, полностью перешедшим на цифровое ТВ, стала Финляндия: к началу 2009 года аналоговых телеканалов там уже не осталось.
В Великобритании 70% населения имело возможность смотреть эфирное цифровое ТВ уже в 2006 году, однако завершение цифровизации здесь запланировано на 2012 год, дабы сделать переход практически безболезненным. В Канаде этот процесс завершится следующем году, и лишь в Мексике, которая уже начала внедрять цифровое эфирное вещание, дело затянется до 2021 года.
Вторая версия
Согласно официальной информации, российское цифровое телевидение будет использовать стандарт DVB-T по крайней мере для запуска первых мультиплексов. Первые телевизоры с поддержкой DVB-T появились в нашей стране в 2008 году. И это при том, что DVB-T – стандарт, мягко говоря, не новый. Он был принят для цифрового ТВ-вещания в дециметровом диапазоне в Европе в 1996 году — на два года позже аналогичных стандартов для спутниковых (DVB-S) и кабельных (DVB-C) каналов связи. Задержка была обусловлена необходимостью применения более сложных методов передачи цифровой информации при сохранении приемлемой стоимости телеприемников, а также отсутствием свободных ТВ-частот в упомянутом диапазоне в большинстве европейских стран. Помимо Европы, на сегодняшний день стандарт DVB-T используется для передачи цифрового телевидения и радио в ряде азиатских и африканских государств, а также в Австралии.
По сравнению со своим аналоговым предшественником DVB-T обеспечивает более устойчивый прием сигнала. Для повышения помехоустойчивости и согласования форматов передачи данных OFDM-кадров и транспортных пакетов MPEG-2 цифровой стандарт использует канальное кодирование. DVB-T позволяет удвоить (по сравнению с базовым) разрешение по горизонтали и вертикали, а также передавать изображение в формате 16:9.
Несмотря на эти усовершенствования, стандарт DVB-T не свободен от ограничений, что в июне 2006 года заставило консорциум Digital Video Broadcasting (DVB) заняться разработкой его второй версии, DVB-T2. Предварительный вариант был одобрен руководством DVB ровно через два года, а в сентябре 2009 года Европейским институтом стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) DVB-T2 был принят в качестве официального стандарта. DVB-T2 обеспечивает повышение эффективности использования частотного ресурса на 30-50% по сравнению с DVB-T.
Прототипы телеприемников, поддерживающих DVB-T2, впервые были продемонстрированы посетителям международной выставки IBC в Амстердаме в сентябре 2008 года. Впоследствии оборудование для работы в новом стандарте анонсировали (либо начали производить) Albis Technologies, Arqiva, CellMetric, Cisco, DekTec, Digital TV Labs, Enensys, Harris, Humax, NXP Semiconductors, Pace, Panasonic, ProTelevision Technologies, Rohde & Schwarz, Screen Service, SIDSA, Sony, ST Microelectronics, Tandberg, TeamCast и другие фирмы.
Первое успешное тестирование с использованием реального передатчика сигналов в формате DVB-T2 прошло в июне 2008 года, его провело исследовательское подразделение BBC. В декабре 2009 года по решению Ofcom на технологию DVB-T2 в Великобритании был переведен первый цифровой мультиплекс. С соответствующим ходатайством к регулятору обратилось руководство телевизионных компаний BBC, ITV, Channel4 и Five. Управление проектом взяла на себя сервисная фирма Freeview HD, получившая право транслировать в упомянутом мультиплексе до пяти телеканалов высокой четкости. Ожидается, что через два года сервис Freeview HD будет доступен для 98,5% населения Туманного Альбиона (сейчас — около 77%).
Трехмерный 2010 год
Успехи трехмерных технологий в киноиндустрии не могли оставить равнодушными представителей ТВ-отрасли. Без преувеличения можно сказать, что текущий год войдет в историю как год превращения трехмерного телевидения (3D-TV) из мечты в реальность.
На технологическом уровне трехмерное телевидение предполагает наличие средств захвата (производства) стереоскопических пар изображений либо получения изображений с нескольких пространственных точек, их монтажа в видеоряд, передачи и последующего воспроизведения в трехмерном виде для зрителя. К настоящему времени предложено несколько технологий создания и воспроизведения движущегося 3D-изображения. В системах телевизионного 3D-изображения используются либо линзы (пассивные неполяризующие, пассивные поляризующие, активные с затвором), либо автостереоскопические экраны, иногда именуемые Auto 3D и позволяющие обойтись без линз. Именно последний вариант используется для трехмерного телевещания в режиме реального времени.
Такое разнообразие решений является прямым следствием отсутствия в сфере 3D-TV индустриальных стандартов. Их разработка была инициирована в стенах ассоциации SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) рядом голливудских киностудий и производителей телевизоров лишь в августе 2008 года. Ожидается, что предварительная версия стандарта, регламентирующего воспроизведение 3D-видео в домашних условиях независимо от канала доставки видеоконтента, увидит свет в начале 2011 года, а окончательный стандарт появится еще позже.
Не дожидаясь завершения этого процесса, ведущие производители уже начали выпуск телеприемников, поддерживающих трехмерное телевещание. Планы выпуска таких телевизоров в январе 2010 года обнародовали Samsung, LG, Toshiba, Sony и Panasonic. Первой обещание сдержала Samsung, показав в феврале модель UN55C7000 с 55-дюймовым экраном. Позднее был выпущен телевизор с диагональю поменьше – UN46C7000. Panasonic для просмотра трехмерных телепрограмм сегодня предлагает устройство Viera TC-P50VT200. В августе 2010 года Toshiba сообщила, что уже в этом году выпустит автостереоскопический телевизор, не требующий для просмотра специальных очков. У Philips аналогичный телевизор появится в 2011 году. Подобная модель TD-42F китайской компании TCL уже продается в Китае. Наконец, самый большой 3D-телевизор анонсировала Panasonic: ТВ-приемник с экраном диагональю 152 дюйма до конца года достанется покупателям, готовым выложить за него... 576 тыс. долл.
Может показаться, что в стремлении разогреть потребительский спрос производители 3D-телевизоров бегут впереди паровоза. В действительности телевизионное 3D-вещание уже не является исключительно плодом воображения фантастов. Первый в мире 3D-телеканал национального масштаба SKY 3D был запущен 1 января текущего года южнокорейским оператором спутникового телевидения Digital Satellite Broadcasting. Американский оператор DirecTV в этом году запустил свою версию 3D-телеканала вместе с Panasonic. На выставке Consumer Electronics 2010 совместное предприятие IMAX, Sony и Discovery анонсировало планы создания в США круглосуточного эфирного 3D-канала в конце текущего – начале следующего года. В Австралии первое 3D-вещание в формате высокого разрешения 24 мая этого года осуществил канал Fox Sports, вслед за которым инициативу подхватили Nine Network и Special Broadcasting Service.
В Европе эфирное 3D-телевещание в ограниченных масштабах было запущено фирмой British Sky Broadcasting 3 апреля этого года. За пару месяцев до этого на выставке CSTB 2010 оператор спутникового телевидения Platform HD из Санкт-Петербурга совместно с технологическими партнерами General Satellite и Samsung анонсировал проект 3D-телевещания на европейскую территорию России.
Справедливости ради нужно отметить, что пионером на 3D-марше, судя по всему, оказалась все-таки Япония: передачи в трехмерном формате на кабельном канале BS 11 транслируются в среднем четыре раза в день начиная с 2008 года.
Последние технологические веяния в области «телевещания вроде DVB-T2 или 3D-TV» большинству российских телезрителей еще долго будут знакомы лишь по публикациям в СМИ. Но лиха беда начало: нам бы к 2015 году на «цифру» перейти, а там дело пойдет. Неизвестно только, какой облик к тому времени успеет принять телевидение в остальном мире...