Последствия стремительно растущей популярности облаков для современных ИТ-служб трудно переоценить — ИТ-руководители и их подчиненные вынуждены срочно менять приоритеты при формировании портфеля приложений, пересматривать архитектуру ИТ-систем, переосмыслять контакты с поставщиками и делать многое другое. Цены, возможно, и упадут, но вопросы, касающиеся стратегического планирования развития ИТ, без сомнения, сохранят свою актуальность.
Сегодня ИТ-руководители пытаются совладать с потоком нахлынувших на них облачных предложений.
Заклинание «все переносим в облако» не может не отразиться на работе традиционных поставщиков ИТ-сервисов, давно привыкших к прибыльным консультациям на территории клиента, системных интеграторов. Претерпят изменения и многолетние контракты аутсорсинга.
Такова основная мысль отчета Forrester Research под заголовком The Coming Upheaval in Tech Services («Грядущий переворот в области технологических сервисов»), написанного Джоном Маккарти и Паскалем Матцке и посвященного исследованию положения дел в ИТ-отрасли и тем тектоническим процессам, которые уже готовы вырваться наружу.
По оценкам аналитиков Forrester, общий оборот глобального рынка ИТ-сервисов, обогатившего многочисленных консультантов и системных интеграторов, в 2010 году превысит 450 млрд долл. В этой сфере представлены как мировые гиганты (IBM, Accenture, HP и CSC), так и небольшие региональные игроки, оказывающие разнообразные технологические услуги предприятиям малого и среднего бизнеса.
Самый тяжелый экономический кризис за последние 70 лет вкупе с технологическими изменениями, которые привнесли вычисления в облаке и программы, предоставляемые в качестве сервиса (Software as a Service, SaaS), подрывают устои бизнес-моделей традиционных ИТ-сервисов, — пишут Маккарти и Матцке. — И, хотя в стратегиях поставщиков ИТ-сервисов признается, что перемены так или иначе произойдут неизбежно, их масштабы и последствия пока неясны.
Традиционным игрокам рынка ИТ-сервисов следует готовиться к снижению доходов. Сложные макроэкономические условия, изменившиеся ценовая политика и модели доставки неизбежно отразятся на консультационных услугах, системной интеграции и аутсорсинге, утверждают аналитики Forrester. Причем, как они полагают, ценовое давление не исчезнет и после того, как клиенты заставят поставщиков пересмотреть существующие ставки и тарифы.
Для ИТ-руководителей, озабоченных сокращением расходов, все это означает дальнейшее движение к превращению ИТ-сервисов в массовый товар, что выразится в снижении стоимости программного обеспечения и инфраструктуры, предлагаемых в качестве услуги. Маржа поставщиков подобных сервисов в ближайшее время будет сокращаться.