Большинство аналитиков и ИТ-консультантов признают, что будущее отрасли традиционных ИТ-сервисов весьма неопределенно.
«В ближайшие пять лет аутсорсинг в том виде, в каком мы его знаем, полностью исчезнет, — не сомневается Арджун Сети, партнер консалтинговой компании A.T. Kearney. — Уже совсем скоро править бал будут игроки, которые сегодня только выходят на рынок».
Прогноз «массовой перестройки отрасли аутсорсинга» основан на росте популярности облачных технологий. Но многие нынешние поставщики ИТ-сервисов просто не успеют быстро внести в свою деятельность необходимые коррективы. В результате, по словам Сети, лидерами рынка станут Amazon, Google и провайдеры ИТ-сервисов, о которых мы пока не слышали. Традиционные же поставщики инфраструктуры, к числу которых относятся HP, Dell и Xerox, будут вынуждены бороться за выживание, а многие индийские компании вообще сойдут со сцены.
В интервью CIO Magazine Сети рассказал, каким он представляет себе следующее поколение услуг ИТ-аутсорсинга.
— Вы говорите о том, что исчезновение ИТ-аутсорсинга неизбежно. Это очень смелый прогноз.
Под традиционным ИТ-аутсорсингом мы понимаем многолетние контракты, базирующиеся на разработке и поддержке заказных программ. Они предусматривают привлечение целых легионов программистов и проведение работ по интеграции систем на территории заказчика. Сегодня мы стоим на пороге массовой перестройки отрасли аутсорсинга и ждем появления новых бизнес-моделей, предполагающих взимание платы за фактическое потребление стандартных программных продуктов. Аутсорсинг бизнес-процессов тоже будет развиваться на основе облачных технологий. Клиенты начнут отдавать на откуп поставщикам сервисов целые бизнес-процессы и платить за доступ к информации или ее использование.
— Но разве большинство игроков на поле традиционного аутсорсинга, к которым в первую очередь относятся базирующиеся в Соединенных Штатах транснациональные корпорации и индийские компании, не инвестируют средства в новые ИТ-сервисы, базирующиеся на облачных технологиях?
На протяжении последних двух лет мы видели, как различные компании пытались приобрести полный спектр активов, которые позволили бы им выжить в новых условиях и сформировать новую бизнес-модель для отрасли аутсорсинга. К этим активам относятся оборудование и средства коммуникаций, предназначенные для хостинга и предоставления сервисов, стандартные программы, устанавливаемые на общих аппаратных платформах в облаке, новые сервисы и новые бизнес-модели для перехода от долгосрочных контрактов к более гибкому подходу на базе оплаты по факту потребления. Таковы начальные шаги, которые в конечном итоге приведут к настоящей революции на рынке аутсорсинга бизнес-процессов и ИТ-аутсорсинга.
— А что можно сказать в отношении индийских компаний? Многим из них вы не находите места на рынке новых ИТ-сервисов.
Наш вывод основывается на очевидно выжидательной позиции ряда ведущих игроков (включая Infosys, TCS и Wipro), которые сидят на мешках с деньгами, но пока не принимают решений о крупных инвестициях. Вопрос в том, как быстро они сумеют построить достаточно масштабную инфраструктуру в условиях, когда клиенты крайне осторожно относятся к выбору средств доставки, ценовых моделей и механизмов защиты данных. Что касается индийских поставщиков ИТ-сервисов второго эшелона, то им просто не хватает финансовой мощи и они не в состоянии конкурировать с крупными транснациональными корпорациями вроде IBM, Google или Amazon.
— Итак, по вашему прогнозу, к 2015 году «большую тройку» поставщиков ИТ-сервисов составят Google, Amazon и IBM. Но не придется ли Google и Amazon самим вносить в свою деятельность серьезные коррективы, с тем чтобы соответствовать требованиям, которые будут предъявляться к поставщикам услуг аутсорсинга клиентами масштаба Fortune 500?
Безусловно, и Amazon и Google должны развиваться. И если им удастся угадать основные движущие силы будущего роста, они вполне могут претендовать на лидерство в области аутсорсинга. Что касается других игроков на этом рынке, им необходимо определить, на чем сконцентрировать усилия.
— Сосредоточится ли та же Google на рынке корпоративных ИТ-сервисов или же на телефонах Android?
Amazon уже обслуживает Eli Lilly. Другие фармацевтические гиганты, включая Pfizer, тоже начинают обращаться к облачной сфере, в том числе и при организации исследовательских работ. Предположим, Amazon и Google примут вызов. В этом случае имеющиеся у них огромные центры обработки данных, значительные финансовые ресурсы, опыт создания платформ, способных обслужить множество клиентов, и распределенных программных сервисов выведут эти компании в явные лидеры. А отсутствие у них каких-то конкретных активов, специалистов или необходимых знаний легко компенсировать путем приобретения традиционных поставщиков услуг аутсорсинга относительно небольшого размера.
Указанные игроки имеют и несопоставимую с другими популярность и узнаваемость. Новое поколение восходящих корпоративных лидеров уже использует их сервисы для хранения личной электронной почты, электронных книг, музыкальных файлов и прочих ресурсов. И если предприятиям понадобятся новые поставщики ИТ-сервисов, именно эти игроки придут им на ум в первую очередь.
— Проведенные исследования сервисов, предлагаемых в облаке, выявили нежелание некоторых корпоративных клиентов перемещать в облако критически важные для них приложения и инфраструктуру (соответствующие услуги являются основным источником дохода для традиционных игроков рынка аутсорсинга). Вы же основываете свои прогнозы на быстром принятии клиентами новых предложений.
Ситуация напоминает попадание в центр торнадо. Создается иллюзия тишины, тогда как вокруг бушует стихия. Предыдущий опыт общения с клиентами позволил нам выявить значительный интерес к данной области, и мы помогаем клиентам заключать контракты и получать доступ к управляемым сервисам. Кроме того, накоплено достаточно статистических данных, показывающих, что данная область ИТ-аутсорсинга в ближайшие несколько лет вырастет до 50 млрд долл. в год. По оценкам аналитиков UBS Investment Research, оборот рынка веб-сервисов, аналогичных тем, которые предлагает Amazon, в текущем году увеличится до 5-6 млрд долл., а к 2014-му — до 15-20 млрд долл.
— Вы говорите, что для выживания поставщикам ИТ-сервисов нужно иметь в своем распоряжении полный набор ИТ-функций, обеспечивать своевременную доставку сервисов по запросу и гарантировать удовлетворение потребностей клиентов в любых масштабах. А вот многие аналитики аутсорсинга утверждают, что клиенты все чаще отказываются от услуг единого поставщика и предпочитают выбирать лучшие в своем классе варианты. Как вы объясните это несоответствие?
У специалистов пока нет единого мнения в отношении того, какая модель окажется наиболее устойчивой. Мы полагаем, что существующая динамика в стане поставщиков ИТ-сервисов (Xerox приобретает ACS, Dell приобретает Perot, HP приобретает EDS, Google заключает партнерское соглашение с CSC, Amazon оформляет партнерские отношения с Capgemini...) в конечном итоге будет принята и клиентами.
— Согласно вашим прогнозам, Microsoft и SAP в новом мире аутсорсинга тоже окажутся на коне. Однако до сих пор эти имена не ассоциировались с ИТ-сервисами.
Для лучшего понимания нужно представить себе программы Microsoft и SAP, работающие в облаке. И этот процесс уже пошел. Конечно, он потребует от названных компаний серьезной перестройки. Microsoft придется отказаться от модели, которая принесла корпорации богатство и славу, и заменить продажу миллионов лицензий на программное обеспечение, устанавливаемое у клиента, удаленным распространением и обслуживанием своих платформ. Успех здесь будет зависеть от скорости построения недостающих звеньев в области сетевых сервисов, инфраструктуры и вычислений в облаке. И если эти организации сумеют найти эффективную бизнес-модель, они окажутся в большом выигрыше.
— Вы утверждаете, что грядущая революция в области ИТ-аутсорсинга будет способствовать увеличению числа рабочих мест в США и сокращению заказов, размещаемых за границей?
По мере распространения сервисов, подразумевающих стандартизацию и построение распределенных конфигураций в облаке, многие статьи расходов будут сокращаться. А гибкость модели SaaS сулит преимущества регионам с низкими издержками (например, штатам Северная Дакота или Джорджия). Наличие высокоскоростного доступа к Интернету уже помогло некоторым компаниям переместить свою деятельность туда, где имеется недорогая, но достаточно квалифицированная и стабильная рабочая сила. Персонал размещается в небольших диспетчерских пунктах или прямо дома и берет на себя функции центра обработки вызовов или подразделений, не имеющих непосредственных контактов с клиентами. Появление облаков и распределенных приложений способно заметно ускорить этот процесс и сохранить в США рабочие места для сотрудников начального и среднего звена.
— Какой оказалась реакция на ваши прогнозы со стороны поставщиков услуг аутсорсинга, аналитиков и консультантов?
Пока не знаю, но думаю, что стоит ждать страха, различного рода опасений, а в некоторых случаях и вздоха облегчения. Ведь мы всего лишь подтверждаем то, что все и так понимают, но пока не решаются признавать вслух.
— В ваших аналитических материалах я не увидела оценок того, как существующие тенденции отразятся на положении клиентов ИТ-аутсорсинга. К чему им следует готовиться, рассматривая следующее поколение ИТ-сервисов?
Хороший вопрос. Быть может, в следующий раз мы рассмотрим эту тему подробно.