Наша компания имеет за плечами три крупных внедрения облачных платформ, что дало многим основание считать нас лидерами по использованию облачных решений. Но мы не задавались целью выйти в лидеры: обратиться к облачным концепциям нас заставили ограниченность в ресурсах и звучавшие в последние годы требования бизнес-руководства о проведении ряда важных преобразований.
Brady Corporation — корпорация с 90 представительствами в 29 странах, cо штатом 7,8 тыс. служащих и ежегодным объемом продаж 1,2 млрд долл. Мы поставляем решения для идентификации и защиты зданий, продуктов и людей, и, как нам сообщили, мы находимся на переднем крае внедрения облаков среди компаний нашего размера.
Как и во многих крупных корпорациях, перед нашим ИТ-департаментом стоят задачи оценки и внедрения с как можно меньшими операционными расходами систем и приложений, способствующих росту компании и дающих служащим необходимую информацию для принятия наилучших решений. Наши внутренние потребности, существующая ИТ-среда и бизнес-процессы, вероятно, специфичны, но думаю, что миссия ИТ-департамента и мотивация к использованию облачных технологий у нас такие же, как и у многих других предприятий.
Преобразования по требованию
За последние два года мы в глобальном масштабе внедрили три крупных облачных решения: salesforce.com, Workday.com и Google Apps for Enterprise.
Эти три платформы составляют ядро нашей стратегии перехода к вычислениям по требованию, направленной на то, чтобы с предсказуемым объемом затрат снизить уровень сложности, предоставить инновационные возможности бизнес-пользователям и обеспечить готовность компании к росту и расширению. Мы внедрили эти три платформы одновременно, продолжая работать в обычном режиме, то есть ведя сопровождение семи систем на базе программного обеспечения SAP, обслуживая полтора десятка сайтов, проводя многочисленные проекты и усовершенствования и при этом располагая бюджетом, оставшимся на уровне прошлого года.
Повышать продажи, снижая издержки, — «модус вивенди» нашего ИТ-департамента. Мы обеспечили ценность вычислений по требованию для бизнеса за счет трансформации нашей операционной модели и внедрения инновационных методов подготовки к масштабированию и росту.
Подготовка к росту начинается с эффективного управления кадровыми ресурсами. До внедрения Workday.com мы пользовались сразу 30 кадровыми системами, из-за чего нам было сложно управлять человеческими ресурсами и резервом специалистов в глобальном масштабе. Простейшие вопросы наподобие «сколько служащих у нас в Азии» вызывали трудности и требовали значительного объема ручных подсчетов. Теперь у нас всего одна глобальная система, обеспечивающая прозрачность, согласованность и контроль над кадровыми процессами, которая служит для управления почти восьмитысячным штатом сотрудников 90 наших представительств. Платформа Workday была внедрена без отставаний от графика и с экономией бюджета, дав нам глобальный взгляд на круг имеющихся у нас специалистов, что крайне важно в нынешних тяжелых экономических условиях.
Для роста необходимо, чтобы мы по максимуму использовали имеющиеся ресурсы в сфере продаж и доступные возможности. До salesforce.com возможности автоматизации работы наших агентов по продажам в различных странах либо были ограниченными, либо нестандартизованными, либо отсутствовали. Теперь у всех наших торговых представителей единый инструмент, интегрированный с SAP и доступный откуда угодно, в том числе через мобильные устройства. Сейчас у нас во всем мире 750 рабочих мест salesforce.com. Наши торговые представители получили возможность оповещать коллег по всему миру о новых клиентах и ускорять процесс обработки заявок, что в совокупности положительно влияет на рост продаж.
Для наших 90 представительств и многочисленных команд различной специализации, разбросанных по всему миру, очень важны эффективные средства совместной работы. Платформа электронной почты и совместной работы, которой мы пользовались раньше (IBM Lotus), была дорогостоящей, и ее возможностей нам не хватало, особенно функций коллективной работы. Чтобы преодолеть эти ограничения, мы внедрили Google Mail, Calendar, Sites и Docs для 6 тыс. наших пользователей во всем мире.
Проект занял семь месяцев, прошедших с момента получения одобрения до общекорпоративного внедрения в стиле «большого взрыва» — всего за два выходных. Внешние расходы составили менее 100 тыс. долл. Ежегодная экономия на сопровождении нынешнего количества пользователей — 300 тыс. долл., и теперь мы можем подключать к системе новых пользователей вчетверо дешевле, чем раньше. Мы считаем Google платформой нового поколения, поверх которой можно надстраивать нашу систему. Наши пользователи быстро адаптировались к переменам, и многие очень довольны новыми возможностями.
Мы намерены продолжать наше путешествие в мир вычислений по требованию по мере появления новых и более зрелых облачных ИТ-сервисов.
Шумиха и реальность облачных идей
Вокруг облачных вычислений поднята большая шумиха, постоянно создающая соблазн вопреки здравому смыслу ухватиться за очередную заманчивую новинку. Осознавая это, мы приняли решение о переносе трех ключевых бизнес-процессов в облако лишь после долгих споров, множества пилотных проектов и испытания альтернативных технологий. Только после перехода на Google наша стратегия в области вычислений по требованию по-настоящему обрела форму и получила приоритет.
Конечно, у любой технологической парадигмы есть свои плюсы и минусы. Внедряя SaaS-приложения, следует понимать финансовые и бюджетные последствия перевода значительного объема ИТ-затрат из капитальных в операционные. Использование SaaS-приложений сопряжено с фиксированными ежегодными операционными издержками, которые лишают вас возможности путем урезания финансирования какой-либо из ИТ-платформ cфокусировать инвестиции на других проектах (такой стратегией пользуются многие ИТ-департаменты с ограниченными бюджетами).
Если вы строите приложения на какой-либо облачной платформе, вам, возможно, также потребуются лицензии для всей вашей организации или большой ее части на доступ к платформе, и это может повлечь значительные расходы. Наконец, некоторые облачные технологии более развиты, чем другие, поэтому при выборе всегда необходимо провести тщательную оценку.
Что касается нашего случая, то все три выбранных нами приложения относятся к классу наиболее зрелых SaaS-систем: кадры, отношения с клиентами и платформа совместной работы. Теперь мы сосредоточены на том, чтобы в полной мере внедрить эти платформы в своей организации и использовать их возможности. Хотя модель SaaS обладает достаточной зрелостью и в других областях, таких как электронная коммерция и ERP (обычно внедрение таких систем занимает немало времени), мы стараемся не торопиться и не проводить сразу слишком много перемен.
Мы не хотим разрастания количества приложений, как это случилось во многих ИТ-департаментах, нам не нужна «силосная башня» SaaS. Мы можем решить множество бизнес-задач с помощью наших трех ключевых платформ. Было бы неправильно хвататься за каждую новинку в сфере SaaS и отказываться вкладывать время и ресурсы в уже развернутые очень мощные платформы.
Один из наших партнеров — компания Apprino, специализирующаяся на поставках облачных решений, помогла нам соединить CRM-систему Salesforce с платформой совместной работы Google. Теперь сотруднику достаточно ввести регистрационные данные в одной из систем, и при переключении на другую это уже не потребуется. Таким образом одновременно повышается продуктивность труда наших работников, происходит более полное использование систем и улучшается качество данных, хранимых в этих системах.
Мы ищем способы расширить применение существующих облачных платформ, а не только соединить их. Мы экспериментируем с Google AppEngine и изучаем возможности платформы разработки произвольных приложений Force.com, предоставляемой компанией Salesforce.com. Сервис Google Sites мог бы стать прекрасным недорогим инструментом для построения корпоративной интрасети, а технологии наподобие Secure Data Connector и iGoogle можно было бы использовать как фундамент для создания «облегченного» портала нового поколения, размещенного в облаке.
Темпы инновации в деле развития применяемых нами платформ поражают воображение. Важно идти в ногу с этими изменениями и пользоваться ими на благо бизнеса.
Итак, хотя мы не ставили перед собой цель стать энтузиастами или лидерами внедрения облачных технологий, на сегодня такое лидерство не приносит нам ничего, кроме преимуществ.
Как показал опрос Compuware, компании теряют доход из-за несоответствия уровней производительности облачных сервисов требуемым
Из-за неадекватного управления производительностью со стороны провайдеров облачных сервисов компании-пользователи нередко теряют деньги — такой вывод можно сделать на основании опроса, проведенного компанией Compuware. Согласно его результатам, 57% европейских организаций приостановили инвестиции в облака до тех пор, пока провайдеры не смогут гарантировать более высокий уровень производительности.
Более того, 72% опрошенных заявили, что из-за незрелости используемых ими облачных платформ ухудшилась их способность обеспечивать заданные уровни обслуживания, и это привело к снижению доходов.
«В случае с компаниями, сайты которых приносят доход, имеет место прямая зависимость между производительностью сайта и оборотом. Если сайт не работает, он теряет деньги», — убежден Ричард Стоун, менеджер Compuware по облачным решениям. По его мнению, внимание корпоративного сектора сейчас сосредоточено уже не на проблемах безопасности облаков, а на производительности: «Прежде безопасность считалась главной проблемой, сейчас — производительность и готовность».
По мнению Стоуна, ситуация усугубляется тем, что производительность облака зачастую неподконтрольна пользователю: «На вашей работе с облаком сказывается деятельность в нем вашего соседа — вы наблюдаете пики и провалы производительности, повлиять на которые не можете, тогда как вам необходима возможность предсказывать их».
По сведениям Стоуна, чтобы контролировать производительность облаков, компании готовы пойти на ужесточение соглашений об уровнях обслуживания (Service Level Agreement, SLA). Согласно результатам опроса, 84% респондентов заявили, что SLA, включающие в себя лишь базовые показатели готовности, следует расширить, добавив качество обслуживания конечного пользователя. Это означало бы, что процедура переговоров с провайдерами облачных сервисов усложнится, к чему заказчики, похоже, хорошо подготовлены: 67% респондентов сообщили, что персонал их компаний имеет необходимые навыки.
Стоун подчеркнул важность использования собственной статистики провайдеров в качестве ориентира: «Мне кажется, люди не до конца понимают, что такое SLA. Если посмотреть на такие соглашения у Amazon или Azure, то можо увидеть, что в них учитывается только готовность, но не производительность. Между тем производительность необходимо контролировать в реальном времени».
Максвелл Кутер, Techworld.com