Камнем преткновения стал уровень защищенности персональных данных. Из-за пустяковой бреши в системе защиты пользователи Facebook получили 5 мая неограниченный доступ к персональной информации друзей по сети, например к их переписке с другими посетителями. Пустяк, конечно, но кое-кто про кое-кого, видимо, узнал много любопытного. Проблема была устранена в считанные часы, но доверие пользователей... И ладно бы, если б случай был единственным!
В конце апреля iDefense Lab сообщила, что российский хакер выставил на продажу 1,5 млн аккаунтов Facebook. Вот раздолье для начинающих частных детективов! Недели через три до администрации сети дошло, что пора уже как-то отреагировать. Официальное заявление гласило, что украдены были вовсе не полтора миллиона, а считанные тысячи регистрационных записей. Я бы на их месте опубликовал список этих пользователей, а то как-то неубедительно...
В начале апреля число активных сторонников Милана и Ди, т.е. противников Facebook, перевалило за 36 тыс. человек — цифра, конечно, не ахти какая по сравнению с почти 500 млн пользователей социальной сети. Но для Марка Цукерберга, основателя и генерального директора Facebook, эта новость все равно не стала поводом для оптимизма. Еще больше тревожат оппортунисты, подрывающие «сетку» изнутри: в недрах Facebook возникла группа протестующих против вольного обращения с их персональными данными. Месяц назад она объединяла 2,2 млн человек. Неспроста 14 мая в блоге компании Sophos появилась информация о том, что запрос «удалить аккаунт Facebook» вошел в десятку самых популярных в Google. И что только не взбредет в голову нынешнему поколению киберпутешественников! Выбирали бы лучше Pepsi.
Спрашивается, а из-за чего, собственно, весь сыр-бор? Разве люди, отвечающие в Facebook за информационную безопасность, не в курсе, что с огнем шутки плохи? И все же с защитой персональных данных в Facebook далеко не все в порядке. Правда, изменения и обновления в этой сфере осуществлялись чуть ли не еженедельно, но такое рвение сыграло со специалистами от информационной безопасности злую шутку: поспевать за нововведениями пользователям было практически невозможно. Недаром американский журнал Consumer Reports в одном из недавних обзоров сообщил, что 23% пользователей Facebook либо вообще ничего не знают о средствах управления защищенностью своих аккаунтов, либо никогда их не задействуют. Фишка — еще и в том, что интерфейс управления защитой до недавнего времени не отличался интуитивностью и дружелюбием к пользователям. Видимо, это должны были скомпенсировать полмиллиарда потенциальных друзей по переписке. Как бы то ни было, почва для двух канадских энтузиастов была удобрена основательно.
Eсли изначально в своих маркетинговых кампаниях Facebook делала упор именно на беспрецедентный уровень безопасности, то впоследствии кредо изменилось. В какой-то момент пользователей стали склонять к тому, чтобы сделать свои фотографии и личные данные открытыми в Интернете, а в апреле текущего года г-н Цукерберг обнародовал планы передачи информации о пользователях Facebook внешним Web-ресурсам. Миром правит чистоган: Facebook зарабатывает на рекламе, максимально персонализированной под конкретного пользователя.
Напоследок — про кино, которое российским зрителям вообще не показывают. Исчерпав все возможности настоять на своем, руководители Facebook пошли на попятную и радикально упростили средства управления безопасностью, в чем пользователи смогут воочию убедиться в ближайшие недели. Но это — еще полбеды. Цукерберг был вызван 27 мая в Конгресс США, дабы разъяснить американским парламентариям ситуацию с защитой данных в Facebook и вообще с распространением персональной информации в Интернете.
Могу представить себе, как в Госдуму приглашают руководителей «Одноклассников» или «Вконтакте» из-за массового недовольства пользователей... Мечтать, говорят, не вредно.
Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru