Не раз уже говорилось, что развитие Интернет в ближайшие годы будет определяться увеличением числа широкополосных подключений. К широкополосному буму активно готовятся как операторы связи, так и производители телекоммуникационного оборудования. По оценкам аналитического агентства Point Topic, в мире сейчас насчитывается немногим более 450 млн абонентов широкополосного фиксированного доступа. В ближайшие пять лет, по прогнозу Gartner, их число возрастет на 200 млн, причем основная часть новых подключений придется на развивающиеся рынки Азии. На долю Восточной Европы, включая Россию, аналитики Gartner отводят только 11%.
Тем не менее российский рынок — один из самых привлекательных для мировых производителей операторского оборудования. По данным ITU, в конце 2008 года уровень проникновения фиксированного доступа к Интернету в России составлял всего 21%, а доля ШПД едва достигала 6,5%. Минувший год особо не способствовал росту этих показателей, но любой кризис рано или поздно заканчивается, и операторам связи придется думать о своем развитии.
ZTE вышла на рынок телекоммуникационного оборудования больше 25 лет назад и смогла добиться неплохих результатов. На протяжении последних пяти лет ее ежегодный рост составлял не менее 27%, а в прошлом году, когда большинство производителей объявили о снижении объемов бизнеса, он достиг 40%. Такой успех, по мнению Ву Донгшенга, директора коммерческого и технического международного дивизиона ZTE, основан на трех факторах. Во-первых, компания смогла организовать должное управление себестоимостью продукции и услуг. Во-вторых, принесла свои плоды ориентация ZTE на персональный подход к работе с каждым клиентом — оператором связи. Благодаря этому каждому заказчику предоставлялись решения, очень точно адаптированные под его потребности. Наконец, рост стал возможен в результате активной поддержки производителя китайскими банками и динамичного развития экономики Китая. Впрочем, одной лишь работой на родном для компании рынке нельзя объяснить успех ZTE. По ее собственным данным, порядка 60% всех доходов поступает от операций на внешнем рынке.
Свои достижения она связывает и с особым вниманием к внедрению инноваций. Свыше 10% доходов компания вкладывает в исследования и разработки. По всему миру насчитывается 15 научных центров ZTE, причем каждый из них имеет свою специализацию. Например, R&D-сотрудники в США и Европе ориентированы на исследование передовых тенденций в области телекоммуникаций. Индийский центр больше занимается разработкой конкретных сервисов и продуктов. В России создание научного центра пока не планируется, но по мере развития бизнеса г-н Донгшенг не исключил его появления (с ориентацией на нужды местного рынка).
В нашей стране ZTE сосредотачивает усилия на продвижении комплексных решений для операторов связи. В ее продуктовом портфеле есть предложения для создания сетей мобильной связи всех стандартов, от GSM до LTE. По словам Ву Донгшенга, компания принимает активное участие в тендерах, проводимых операторами «большой тройки» и предприятиями «Связьинвеста». Совместно с «МегаФоном» организованы опытные зоны 3G в Санкт-Петербурге и Поволжье, а для «Связьинвеста» в Красноярске построена сеть CDMA.
Другим, не менее важным направлением работы в России доктор Ву Донгшенг считает продвижение решений для создания магистральных и широкополосных сетей. По его словам, ZTE обладает линейкой продуктов, охватывающих все сегменты современных сетей связи, от оборудования уровня доступа до ядра сети. Особых успехов компания добилась в разработке и выпуске оборудования PON. По некоторым оценкам, в этом сегменте ZTE занимает первое место в мире, контролируя 13% всех поставок.
У российского рынка есть хороший потенциал для развития ШПД, особенно в регионах, поэтому основной целью проведения ZTE Broadband Forum было желание представить собственные достижения в области широкополосного доступа. Большие надежды компания возлагает на продвижение решения для организации услуг IPTV, которое уже несколько лет успешно используется «Белтелекомом» — государственным телекоммуникационным оператором Беларуси. Начав в 2007 г. с абонентской базы 5 тыс. человек, этот оператор планирует в нынешнем году закупить у ZTE оборудование для подключения порядка 200 тыс. абонентов. Как считает Ву Донгшенг, динамичное развитие данного проекта может послужить хорошим примером для российских операторов.
По мнению сотрудников ZTE, интеграция мобильного и фиксированного доступа должна стать ведущей тенденцией развития телекоммуникационной инфраструктуры. В области сервисов предпочтения следует отдавать комбинированным услугам, объединяющим различные широкополосные приложения на основе голоса, видео и данных.