Объявляя о новом достижении компании, главный управляющий директор «ВымпелКома» Борис Немшич подчеркнул, что российские лицензиаты 3G изначально находились не совсем в равных условиях, и «Билайну» достались самые сложные обязательства по срокам ввода сети в эксплуатацию. Одним из условий выдачи третьей лицензии на сервисы 3G (первые две были вручены «МегаФону» и МТС) стал коммерческий запуск услуг во всех регионах страны не позднее 21 ноября 2009 года. Кроме того, каждый региональный фрагмент должен был представлять собой полнофункциональную систему сотовой связи, то есть включать в себя мобильный коммутатор и минимум по одному сетевому контроллеру (RNC) и базовой станции (NodeB).
Борис Немшич предполагает, что частотные присвоения, необходимые для коммерческого запуска outdoor-сетей в Москве, сотовые операторы получат к концу декабря. На это позволяют надеяться серьезные подвижки во взаимоотношениях отраслевого регулятора с Минобороны. После очередного публичного предупреждения, высказанного Дмитрием Медведевым в адрес причастных к развитию сотовой связи ведомств, бюрократическая махина сдвинулась с мертвой точки. Военные, наконец, согласовали распределение частот с гражданскими связистами, и теперь дело — за формальными процедурами подтверждения заявленных частот ГКРЧ и Россвязьнадзором. Если гражданские ведомства окажутся расторопнее обычного, то к Новому году связь третьего поколения выйдет на московские улицы.
Следующей вехой в выполнении лицензионных условий для «Билайна» станет апрель 2010 года. К этому времени компания должна реализовать обязательства по количеству развернутых по стране сайтов 3G — не меньше 3,5 тыс. Любопытно, что только на Москву, согласно инженерным расчетам, будут приходиться 1450 базовых станций (indoor- и outdoor-сегментов). «На самом деле, это — очень много, — поясняет Немшич. — Для хорошего уличного покрытия Москвы на первом этапе хватило бы и пары сотен NodeB, но мы обязаны соответствовать лицензионным требованиям».
Впрочем, «много» базовых станций внутри мегаполиса почти не бывает. Количество развернутых передатчиков определяет не только зону покрытия, но и абонентскую емкость сети, а также уровень сигнала в местах, расположенных вне зон прямой видимости базовых станций (замкнутые уличные дворы, нижние этажи зданий и т.д.). А там тоже находятся пользователи «Билайна», свыше 16% которых уже имеют телефоны с поддержкой 3G (данные самой компании). Запустив сеть с запасом емкости, оператор избавляет себя от последующих хлопот по улучшению сетевого покрытия.
Хотя развертываемая инфраструктура 3G будет пропускать и голосовой трафик, и пакеты данных, основное назначение сети нового поколения — предоставление услуг мобильного ШПД. Как заметил вице-президент по маркетингу и продажам «ВымпелКома» Кент МакНили, в портфеле услуг «Билайна» для 3G-абонентов нет приложения, которое претендует на статус killer application. В основе коммерческой стратегии — продажа как можно более доступных для населения пакетов услуг мобильного Internet с предоплаченным трафиком. Стоимость таких пакетов начинается с 50 руб., а цена мультистандартного USB-модема GSM/3G составляет 1190 руб.
Сейчас уже продано 1,1 млн комплектов «Билайна» для мобильных пользователей Internet. Причем 900 тыс. владельцев USB-модемов по-прежнему остаются активными абонентами сети «Билайн», и каждый из них ежемесячно приносит оператору в среднем 280 руб. дохода. По оценкам IKS-Consulting, «полосатому» бренду принадлежат 36% рынка беспроводных USB-модемов, на втором месте находится «Скай Линк» с 35% абонентских комплектов, «МегаФон» получил 16%, а МТС — только 13% этого рынка.
Деловым пользователям и фанатам мобильных приложений «Билайн» предлагает безлимитные тарифы на мобильный доступ. Сегодня такие ТП, действующие в любое время суток, запущены в 30 регионах. Правда, безлимитными их можно назвать лишь с некоторой оговоркой: МакНили признал, что на полной скорости абоненты способны скачивать до 3 Гбайт трафика в месяц, а затем следует снижение скорости канала.
С декабря в двух тестовых зонах (Санкт-Петербург и Тамбов) начнется предоставление услуг видеотелефонии по сети 3G. Как уже не раз говорилось в прессе, возможность организации видеозвонков, на которую возлагали большие надежды первопроходцы сетей третьего поколения, теперь рассматривается как довольно сомнительная по коммерческой востребованности опция. В «Билайне» тоже не очень уверены в безоблачном будущем этой услуги, а потому решили тщательно протестировать ее в указанных регионах — и в сегменте конечных пользователей, и в сегменте b2b. И хотя в корпоративных сетях наблюдается настоящий бум технологий видеокоммуникаций, до полноценного использования мобильных средств видеоконференц-связи, считают аналитики компании, России еще очень далеко.