Повышение спроса на ВКС-системы наблюдается на фоне их состоявшегося перехода в формат HD. Современное состояние рынка, потребность заказчиков в ВКС-системах высокой четкости и особенности их использования стали предметами интервью, которое научному редактору «Сетей» Павлу Иванову дал Андреас Винолд, директор по продажам в регионе EMEA компании LifeSize Communications — пионера мирового рынка HD-систем видеоконференц-связи.
Почему в самом начале своей деятельности LifeSize сделала ставку именно на ВКС-системы высокой четкости, которые тогда были еще не столь популярны, как сейчас?
Причина такой ориентации LifeSize связана с биографией ее основателя Крейга Мэллоя. Еще будучи сотрудником VTEL, он предложил руководству этой фирмы остановить выпуск громоздких и неудобных в эксплуатации ВКС-систем и обратить внимание на технологические достижения в областях элементной базы и алгоритмов обработки видеосигналов. Не найдя поддержки, Мэллой покинул VTEL и основал собственную фирму ViaVideo.
Она первой разработала кодек нового поколения. Ее миссия состояла том, чтобы предлагать ВКС-системы по цене менее 10 тыс. долл., доступные для широкого круга клиентов. Для продвижения разработанного ViaVideo прототипа Мэллой обратился в компанию Polycom, которая к тому времени выпускала исключительно аудиосистемы. Благодаря приобретению ею ViaVideo в ассортименте продукции Polycom появилась система ViewStation, совершившая настоящий переворот в данном рыночном сегменте. Без преувеличения можно сказать, что именно Мэллой вывел Polycom на рынок ВКС: через 18 месяцев после вступления в этот сегмент она стала его лидером.
Мэллой оставался в Polycom до конца 2002 года, когда назрело движение к системам следующего поколения, поддерживающим более высокое разрешение при передаче видео. Такому переходу способствовали значительное расширение полосы пропускания каналов связи, повышение качества дисплеев и мощности процессоров. Уход из Polycom и создание фирмы LifeSize с самого начала был рискованной затеей, ведь наряду с ростом качества видеоконференц-связи Мэллой задался целью радикально снизить стоимость решений. К тому же, в противоположность конкурентам, основатель LifeSize решил разрабатывать своими силами все компоненты выпускаемых систем, чтобы добиться их более эффективной интеграции.
В итоге LifeSize реализовала предварительную обработку изображений в самой камере (что улучшило качество видеосигнала) и высокое сжатие видеосигнала на аппаратном уровне с использованием специальных микросхем вместо процессоров общего назначения. Сегодня LifeSize — единственный производитель систем ВКС на базе самостоятельно спроектированных микросхем.
При использовании всех компонентов от одного производителя заказчик обычно попадает в жесткую зависимость от его решений. Не опасаются ли этого ваши клиенты?
Можете мне поверить, LifeSize обеспечивает едва ли не лучший на рынке ВКС уровень взаимодействия с продуктами других компаний. Среди наших клиентов трудно найти организации, в которых раньше не было установлено оборудование других фирм (Polycom, Sony и т.п.), поэтому мы обязаны гарантировать совместимость наших решений с этими системами. Конечно, если участники сеанса видео-конференц-связи используют только оборудование LifeSize, качество окажется наивысшим. А при наличии систем иных производителей качество будет определяться параметрами худшей из них.
Вы сказали, что замысел, ради которого создавалась LifeSize, был весьма рискованным. Насколько высоким был спрос на HD-системы в 2003 году?
Очень высоким. Уже в начале нынешнего десятилетия все говорили о видео высокой четкости, о телевещании в формате HD и т.п. С маркетинговой точки зрения нам было достаточно просто перенести ту же идею в область видеоконференций.
Куда важнее то, что LifeSize сумела достичь наивысшей в отрасли степени сжатия видеосигнала. Это — принципиальный момент: при наличии каналов с очень высокой пропускной способностью работа с HD-системами не представляет проблем. Они возникают, когда полоса пропускания недостаточна, и тут-то вступают в игру алгоритмы сжатия. Наши решения в сочетании с производительностью современных процессоров позволяют поднять качество видеосигнала в 4—5 раз по сравнению с качеством, обеспечиваемым ВКС-системами предыдущего поколения. Продукты LifeSize поддерживают множество разрешений экрана, и каждый заказчик получает возможность выбрать наивысшее качество изображения среди тех, которые допускает его сетевая инфраструктура. Это особенно важно для России: клиенты должны получать максимально возможное качество при имеющейся пропускной способности каналов связи, будь то 384 Кбит/с или несколько мегабит в секунду.
Любопытно, что в пору основания LifeSize наши конкуренты не проявляли интереса к HD-решениям, утверждая, что последние ориентированы на нишевые применения. Прошло полгода, и все они в один голос заговорили о перспективности HD-систем и анонсировали их скорый вывод на рынок.
Правильность курса LifeSize на инновации и, одновременно, на максимальную доступность выпускаемых решений подтвердило время. Четыре года назад мы выпустили первую систему с поддержкой видео высокой четкости, через год ее стоимость снизилась вдвое, в 2007 году появилось семейство Express, а в прошлом году мы первыми в индустрии объявили о выходе решения с поддержкой Full HD.
Инновационному подходу к бизнесу мы обязаны быстрым ростом нашей рыночной доли в сегменте ВКС. На рынке Западной Европы она уже превысила 20%. В мировом масштабе мы являемся третьим по величине производителем ВКС-систем — после Polycom и Tandberg.
Каковы особенности продукции LifeSize по сравнению с предложениями упомянутых Вами конкурентов?
Мне довольно сложно рассуждать по поводу конкурентов. В любом случае две названные компании — это крупные производители с прекрасной репутацией.
Tandberg является одним из признанных лидеров рынка, имеет отличный менеджмент. Однако в последнее время мы все меньше конкурируем с этой фирмой, поскольку она выпускает, прежде всего, ВКС-системы для очень крупных заказчиков, стремясь соперничать с Cisco. Движение к «тяжелым» и дорогим системам противоположно направлению развития бизнеса, выбранному руководством LifeSize.
Polycom в последнее время предлагает дорогостоящие решения, которые, на мой взгляд, не могут похвастать блестящей производительностью. Один из последних продуктовых анонсов — ВКС-система, которая продвинулась несколько дальше стандартного разрешения, но еще очень далека до настоящего HD. К тому же она явно дороже аналогичных предложений конкурентов, что в период кризиса вряд ли соответствует ожиданиям заказчиков.
Если проанализировать опубликованные в последние месяцы материалы аналитической компании Wainhouse, то можно заметить две противоположные тенденции. С одной стороны, 23% предприятий уже сегодня располагают системами ВКС высокого разрешения. С другой, при организации видеовызовов функции HD практически не используются.
У Вас наверняка имеется дома телевизор, способный принимать программы высокой четкости, но насколько часто Вы их смотрите? Думаю, не очень часто. Объяснение — довольно простое: это дефицит видеоконтента высокого разрешения, хотя понятно, что очень скоро его будет предостаточно.
То же самое наблюдается на рынке ВКС-систем. Заказчики приобретают ВКС-системы с поддержкой высокого разрешения, но используют эту опцию крайне редко. Одна из причин — недостаточная пропускная способность каналов связи. Но ситуация изменится к лучшему довольно скоро, после чего мы станем свидетелями едва ли не повсеместного использования систем HD.
Кстати, решение с поддержкой Full HD, представленное LifeSize осенью прошлого года, вписывается в ту же тенденцию. Участвуя в обычном сеансе видеоконференц-связи, организованном с помощью систем HD и Full HD, вы вряд ли заметите разницу в качестве видео. Однако среди наших заказчиков есть организации, которые обрабатывают рентгеновские снимки, томограммы и другие сложные изображения, используют дистанционные консультации при проведении хирургических операций и т.п. Существует множество приложений в сфере медицины, дистанционного обучения, автомобилестроения, проектирования и дизайна, для которых чем выше разрешение, тем лучше.
За годы, прошедшие после выпуска нашего первого продукта, рынок радикально изменился. Сегодня ни одна серьезная организация не может себе позволить покупать оборудование, не поддерживающее HD. Как показывают последние опросы заказчиков, выбор в его пользу делают 96% заказчиков.
Недавно Ваша компания анонсировала систему Express 200, расценки на которую начинаются с 6 тыс. долл., что намного ниже стоимости решений 4—5-летней давности. Означает ли это, что даже организации с крайне ограниченным бюджетом теперь могут себе позволить использовать HD-видеоконференц-связь?
Именно эту цель мы и ставили перед собой. В развитых странах нашими новыми клиентами нередко оказываются представители SMB, которые прежде вообще не задумывались об использовании ВКС-систем в силу их дороговизны. Сегодня они располагают выходом в Internet по дешевым каналам связи с безлимитными тарифами и возможностью приобретать HD-системы видеоконференц-связи по крайне привлекательным ценам. Налицо — и другая тенденция: все больше крупных компаний (таких как GlaxoSmithKline и Barclays) подписывают с нами глобальные долгосрочные контракты, выбирая решения LifeSize в качестве корпоративного стандарта.
Две названные категории заказчиков используют ВКС-системы по-разному. Скажем, в самой LifeSize насчитывается около 300 сотрудников, разбросанных по всему миру и преимущественно работающих дома. Мы активно используем системы видеоконференц-связи для общения друг с другом, что позволяет экономить на аренде офисных помещений. В крупных организациях имеет место иной сценарий: ВКС-системами оборудованы практически все переговорные комнаты. Если таких комнат — десятки, то найдется не так уж много компаний, способных установить в каждую из них ВКС-систему за 20—50 тыс. долл. А 6 тыс. долл. — вполне приемлемая цена.
Как Вы оцениваете перспективы бизнеса LifeSize в нашей стране?
С началом деятельности в России мы немного запоздали — дистрибьюторский контракт с Nvision Group был подписан около года назад. Одна из причин — стремление поначалу работать на рынках, которые являются более легкими для западной компании (США, страны Западной Европы). Другая причина заключается в том, что большинство российских заказчиков не являются безоговорочными приверженцами инновационных технологий. Они скрупулезно оценивают риски, с которыми сопряжено приобретение неапробированных решений, и выбирают конкретную систему только при наличии у поставщика прочной репутации на мировом рынке. Тем не менее уже сегодня мы подписали в России несколько крупных контрактов. Ближайшая наша цель — занять 10% российского рынка ВКС-решений уже к концу 2010 года.