Однако сейчас в разных странах установлено порядка 2 тыс. терминалов TelePresence, так что даже если предположить, что все заказчики покупали самую дорогую, трехэкранную версию стоимостью 300 тыс. долл., общий объем продаж получается никак не превышающим 600 млн долл.
Экономия ИТ-бюджетов в период кризиса делает задачу получения заветного миллиарда еще более трудной. Теперь у Cisco остался единственный способ убедить заказчиков в необходимости внедрения технологий телеприсутствия — снизить в разы их цены и изменить их рыночное позиционирование.
Раньше сетевой гигант старался максимально дистанцировать свои разработки от традиционных технологий ВКС. Сотрудники Cisco без конца повторяли маркетинговую догму, в соответствии с которой системы телеприсутствия — это нечто, не имеющее аналогов среди известных средств коммуникаций. Но когда не уступающие по качеству решения появились в портфелях большинства «классических» участников рынка ВКС, стало ясно: придется сокращать дистанцию и налаживать взаимодействие терминалов TelePresence с огромной инсталлированной базой ВКС-оборудования.
От тезиса «мы следуем открытым стандартам, поэтому другие производители должны сами заботиться о совместимости с нашим оборудованием» Cisco тоже пришлось отказаться (см. «Сети», 2007, №14, статья «Эффект виртуального присутствия»). Абсурдность его очевидна, ведь элементы сетей ВКС остальных поставщиков почему-то легко интегрируются между собой. В результате появилось «компромиссное» предложение корпорации, о котором и было объявлено на недавней пресс-конференции в Москве.
Cisco представила одноэкранный терминал CTS 1300, предназначенный для установки в любых переговорных комнатах. Стоимость его составляет меньше 80 тыс. долл. Как считает ведущий специалист Cisco Василий Томилин, это делает терминал более конкурентоспособным, чем другие системы видеоконференц-связи высокой четкости.
Отличительная черта CTS 1300 — возможность подключения через «облегченные» каналы с пропускной способностью 1,5 Мбит/c (E1 и T1). При этом на экран терминала выводится изображение в стандарте 720p вместо 1080p, характерного для одноэкранных систем телеприсутствия прежнего поколения (CTS 1000) с полосой пропускания от 4 Мбит/c. Уменьшение требуемой пропускной способности благодаря применению специальной технологии TelePresence Extended Reach означает дополнительное сокращение эксплуатационных затрат. Но даже каналы E1 являются для средних, по российским меркам, компаний неоправданной роскошью, если используются лишь по несколько часов в неделю (во время телесовещаний).
Другая особенность продукта — наличие кластера из трех камер, что позволяет участвовать в сеансе видеосвязи сразу шести собеседникам на каждой стороне. Ощущение живого общения достигается с помощью оригинального алгоритма переключения изображений, выводимых с камер на единственный экран терминала. Как правило, в системах ВКС используется алгоритм активации по голосу, в результате чего на экраны всех собеседников выводится изображение текущего спикера. В системе Cisco реализован более сложный и интеллектуальный механизм переключения активного экрана.
Нельзя не упомянуть одно из главных достоинств решений Cisco TelePresence, присущее всем продуктам семейства, — легкость управления оборудованием. Для запуска сеанса связи достаточно нажать на кнопку на IP-телефоне, с чем в состоянии справиться любой сотрудник. В этой простоте маркетологи Cisco разглядели еще одно важное преимущество: топ-менеджеры компаний могут общаться через TelePresence, не привлекая системных администраторов, которые представляют собой потенциальный канал утечки конфиденциальной информации.
В качестве потребителей CTS 1300 в Cisco рассматривают филиалы крупных корпораций и компании, относящиеся к верхнему эшелону среднего бизнеса.
Сближая свои решения в области телеприсутствия с оборудованием для ВКС, Cisco, тем не менее, старается обогатить их новыми возможностями, которые уводят за рамки традиционных представлений об организации видеоконференций. Одновременно с выпуском терминала CTS 1300 появилось сообщение о разработке двух приложений. TelePresence Recording Studio послужит для создания видеосообщений, записи презентаций, их пересылки в другие переговорные комнаты и просмотра на самых разных терминалах в стандартном разрешении (благодаря интеграции технологии телеприсутствия и платформы медиасетей Cisco MediaNet). Приложение TelePresence Events Control предоставляет администраторам расширенные возможности управления совещаниями в фирменных переговорных комнатах Cisco TelePresenсe.
Наконец, Василий Томилин объявил о выпуске кросс-платформенного решения для интеграции сетей TelePresence с любыми внешними видеотерминалами, включая ПК и клиентские приложения для поддержки унифицированных коммуникаций (Cisco WebEx и Microsoft Office Communicator). Все это, несомненно, увеличит область применения систем телеприсутствия Cisco в разных сегментах бизнеса.