Комментируя ситуацию, президент МТС Михаил Шамолин признал, что компания сразу же ощутила на себе последствия мирового экономического спада. В долларовом исчислении отрицательная динамика бизнеса в последнюю четверть прошлого года была обусловлена, прежде всего, девальвацией национальных валют на рынках России и Украины. Упали также квартальные показатели работы в этих регионах, рассчитанные в рублях и гривнах (на 4 и 6% соответственно). В обоих регионах снижение выручки объясняется ощутимым уменьшением денежных поступлений из корпоративного сектора рынка, в котором позиции МТС были традиционно очень сильны.
«То, что раньше было сильной стороной МТС, теперь обернулось против нас», — констатировал Шамолин. По его словам, потребление услуг несколько сократилось и в массовом сегменте — особенно в областях международной/междугородней связи и роуминга. Абоненты стали выбирать более экономичные тарифы и реже звонить на телефонные номера других телекоммуникационных операторов.
Консолидированная выручка МТС в 2008 году выросла на 24,2%, до 10 млрд 245 млн долл. Консолидированный показатель OIBDA увеличился, по сравнению с 2007 годом, на 21,7% — до 5 млрд 140 млн. Подкачала лишь консолидированная чистая прибыль: в годовом исчислении она снизилась на 6,8% (до 1 млрд 93 млн долл.) из-за убытков, связанных с изменением курсов валют и курсовой разницы по номинированному в долларах долгу.
Совокупные капитальные затраты компании в прошлом году составили 2 млрд 227 млн долл. В наступившем году CAPEX будет урезан до 1,5 млрд. Из них 350 млн долл. решено инвестировать в поддержку действующей сети, примерно 450 млн долл. направить на развитие инфраструктуры EDGE/3G и транспортной сети, а оставшиеся 700 млн дол. относятся к незавершенным инфраструктурным проектам прошлого года.
Впрочем, окончательный объем капитальных затрат будет зависеть от многих факторов. Среди них — динамика потребления услуг и изменения валютных курсов, условия сотрудничества с поставщиками и доступность кредитных средств.
Руководство сотовой компании осторожно относится и к идее повышения тарифов на сотовую связь. По словам Шамолина, возможности МТС в этом вопросе ограничены, поскольку рост тарифов может привести к потере их лояльности. Однако некоторая «оптимизация» тарифов вполне вероятна. Как дал понять глава МТС, абонентам, возможно, будут предложены более дешевые внутрисетевые звонки вкупе с подорожавшими услугами межсетевого взаимодействия и дальней связи.