Транзитные оптические каналы, проложенные «Ростелекомом» и ТТК в начале десятилетия, стали быстро заполняться, но используемые технологии спектрального уплотнения позволяют операторам без особых проблем расширять полосу пропускания. Исключение составляют направления, на которых технологии DWDM пока не внедрены или вообще отсутствуют оптоволоконные соединения.

Одними из основных особенностей рынка магистральных сетей в последние годы стали увеличение числа поставщиков услуг, фрагментация этого рынка по видам деятельности и географическому признаку. К двум известным национальным владельцам магистральных ВОЛС прибавились компании, работающие на региональном и межрегиональном уровнях и постепенно расширяющие ареалы присутствия вслед за экспансией бизнеса их клиентов. К ним можно отнести Orange Business Services, «Голден Телеком» (ныне работает под брэндом «Билайн»), «Комстар-ОТС» и «Старт Телеком». А «Синтерра», которая располагает DWDM-сетью общей протяженностью порядка 68 тыс. км с узлами подключения в 170 населенных пунктах РФ, фактически превратилась в третьего игрока общефедерального масштаба, альтернативного «Ростелекому» и ТТК.

В сегменте международного обмена трафиком с «Ростелекомом» и ТТК на равных конкурируют операторы, не имеющие собственной канальной инфраструктуры в регионах (за исключением Москвы и Северо-Запада РФ), — Retn.Net, TeliaSonera, «Раском». Однозначное лидерство в области магистральных услуг на базе IP-сетей вообще трудно установить. Отчасти это связано с большим числом операторов, предоставляющих сервисы VPN распределенным организациям, а отчасти — со структурными преобразованиями в крупных телекоммуникационных холдингах. По некоторым сведениям, бизнес продажи оптового Internet-трафика операторам связи сосредотачивается в руках «Ростелекома», тогда как его дочке «РТКомм. Ру» будут переданы контракты с корпоративными клиентами на обслуживание сетей IP-VPN.

Пожиратели емкости

Проблема заполнения имеющихся магистральных каналов и планирования будущей емкости сети наиболее актуальна для тех игроков, которые активно работают на межоператорском рынке и «прокачивают» через себя широкополосный трафик частных пользователей Internet. В последнее время абонентская база ШПД в регионах росла лавинообразно, а благодаря активному распространению безлимитных тарифов и довольно высокой скорости абонентских портов у массового пользователя проснулся интерес к видеоконтенту — и размещаемому самими пользователями (на серверах YouTube), и генерируемому одноранговыми файлообменными сетями (торрентами). По информации директора по маркетингу компании Retn.Net Алексея Кипчатова, торренты «съедают» до 70% полосы пропускания магистральных сетей.

В США оператор Comcast предпринял попытку подавить пиринговый трафик, но Федеральная комиссия по связи пригрозила ему судебным преследованием за нарушение правил конкурентной борьбы. Перенос контента поближе к потребителю (например, в локальные домовые сети) является, по словам Кипчатова, «отдельной проблемой, за решение которой производители оборудования и владельцы смежных прав навязывают фантастические цены».

Последствия безудержной гонки скоростей и трафика испытывают на себе также поставщики телекоммуникационных услуг для корпоративного сектора, правда, в гораздо меньшем масштабе. Алексей Кушников, заместитель генерального директора и руководитель департамента технического развития и эксплуатации Orange Business Services в России и СНГ, отмечает, что за последние два года нагрузка на магистральную сеть выросла немногим более чем в полтора раза. В Orange постоянно регулируют загрузку полосы пропускания на транзитных узлах, исходя из суммарных потребностей заказчиков и разумного запаса прочности. При этом у оператора имеется техническая возможность расширить пропускную способность DWDM- и IP-сети на любом участке. IP-трафик сейчас занимает свыше 70% доступной емкости оптических каналов Orange Business Services в России. В ближайшие год-два динамика прироста магистрального трафика в сети этого оператора существенно не изменится: Кушников ожидает прибавки в полтора-два раза.

Основными «потребителями» полосы пропускания в корпоративном сегменте эксперты считают видеоконференции, в которых все большую роль начинает играть стандарт высокой четкости (HD). Ни доступ к информационным приложениям, ни электронная почта, ни телефония не сравнятся с видеосервисами по утилизируемой пропускной способности. Однако обычный Web-доступ с рабочих мест может оказаться еще большим пожирателем емкости, чем ВКС, ведь при отсутствии технических ограничений люди пользуются на работе теми же мультимедийными ресурсами, что и дома. Последняя проблема касается уже самих корпораций, которые платят провайдеру фиксированную сумму вне зависимости от того, какой трафик заполняет внешний канал доступа к Internet.

Спрос сильнее кризиса

Владельцы магистральных сетей, ориентированные на межоператорское взаимодействие, обрекают себя на бесконечную модернизацию транспортной инфраструктуры. Кризис пока не стал сдерживающим фактором роста трафика: абонентская база операторов ШПД продолжает увеличиваться, а корректировка тарифов для частных пользователей не приводит к существенному снижению потребления услуг. Похоже, для многих жителей страны Internet уже стал той «роскошью», от которой трудно отказаться. В ТТК называют два главных локомотива бизнеса магистральных услуг — наращивание абонентской базы ШПД (которое сохранится и в 2009 году) и региональное развитие крупных корпораций. Впрочем, высказывается мнение, что последний фактор в текущем году утратит свое решающее воздействие.

По словам Алексея Кипчатова, кризис совершенно не отразился на объемах передаваемого трафика и даже темпах его прироста. В сети оператора «Старт Телеком», работающего преимущественно в Центральном и Приволжском ФО, за минувший год объем переданного трафика вырос в пять раз, достигнув максимума в IV квартале (5 Пбайт), когда экономика уже вступила в кризисную полосу. Тем не менее аналитик J’son&Partners Станислав Стариков считает, что в условиях экономического спада спрос на аренду каналов связи и магистральный доступ может незначительно снизиться, поскольку локальные сервис-провайдеры будут стремиться сокращать капитальные затраты на расширение сетей.

Когда речь идет о строящихся транзитных сетях, пятикратная динамика увеличения трафика вполне объяснима, но не менее высокими темпами растут емкости действующих оптических сетей связи у ключевых игроков этого рынка. Сегодня такие компании, как ТТК и «Ростелеком», используют на главных направлениях передачи данных 40-гигабитные DWDM-магистрали, тогда как еще в 2005 году средняя пропускная способность магистралей не превышала 2,5 Гбит/c.

При этом у ТТК на участке между двумя российскими столицами суммарная полоса пропускания составляет 210 Гбит/c, а на участке Москва — Новосибирск 160 Гбит/c. Общая производительность всех пограничных переходов в сети компании составляет 130 Гбит/c. Представители «Ростелекома» не раскрывают конкретные данные по отдельным направлениям, ограничиваясь формулировкой «пропускная способность магистральной сети увеличилась в несколько раз с возможностью ее дальнейшего расширения до 400—3200 Гбит/с».

Ключевые направления национальной сети «Синтерры» (такие как Москва — Самара) тоже характеризуются возможностью быстрого наращивания до 400 Гбит/с, но сейчас большинство из них имеют скорость 40 Гбит/с. Как отметила пресс-секретарь компании Екатерина Андрееева, расширение тех или иных магистралей следует за потребностями региональных рынков. К примеру, скорости всех ключевых магистральных каналов «Синтерры» в Уральском ФО доведены в конце прошлого года до 40 Гбит/с в связи с серьезным потенциалом местного телекоммуникационного рынка и значительной динамикой роста клиентской базы дочернего предприятия «Синтерра-Урал».

Даже относительно молодой игрок «Старт Телеком» планирует наращивание магистральных каналов, соединяющих областные центры Центрального и Приволжского федеральных округов, до 40 Гбит/с. В дальнейшем он нацелен на достижение 400 Гбит/c.

Максимальная производительность магистральных каналов IP-MPLS ведущих отечественных операторов находится на уровне 10 Гбит/c. Разумеется, такая пропускная способность требуется далеко не во всех регионах, зато на отдельных направлениях нужно организовывать по несколько 10-гигабитных каналов для обработки высокой пиковой нагрузки и обеспечения обходных маршрутов. «Пропускная способность всех магистральных сетей РФ достаточна для пропуска всего нынешнего IP-трафика России», — заключает Кипчатов. По его словам, направления передачи любых информационных потоков жестко увязаны с экономическими и социально-культурными интересами населения.

Российский Internet характеризуется сильно выраженной концентрацией трафика и интересов пользователей в Москве. Для грубой оценки российского рынка Internet-транзита представитель Retn.Net предлагает подсчитывать суммарную загруженность каналов, ведущих из Москвы на Запад, и востребованную емкость IP-магистралей по основным направлениям из столицы в регионы. К концу 2008 года средняя загрузка зарубежных Internet-каналов достигала 300 Гбит/с, а региональных магистралей — около 100 Гбит/с (с учетом транзитного трафика, следующего в республики Средней Азии, Монголии и страны Тихоокеанского региона). Выходит, хваленый евроазиатский транзит оказался не таким вкусным пирогом, каким он представлялся поначалу.

Модернизация и окупаемость

Поскольку 10-гигабитные порты по-прежнему дороги, а типичные расценки на пропуск трафика неуклонно падают, перед магистральными операторами встает проблема ювелирно точной балансировки между реальной загрузкой каналов и доступной пропускной способностью. Понятно, что даже во время пиковых нагрузок на сеть оператора входящий поток данных не должен превышать имеющейся емкости, иначе пользователи почувствуют ухудшение качества услуг. К слову, в сети ТТК средняя и максимальная загрузка каналов составляет 44 и 88% соответственно. Выход за эти пределы означает необходимость модернизации каналов связи.

Оптимизируя собственную магистральную инфраструктуру, Orange Business Services руководствуется не только задачей снижения тарифов, но и соображениями обеспечения гарантированного качества и надежности сервисов. По словам Кушникова, сейчас общая протяженность собственных ВОЛС этого оператора составляет более 5 тыс. км, и, несмотря на кризис, он не свернет программу строительства магистральной сети. На 2009 год намечены развитие транспортной инфраструктуры Orange в южном направлении и запуск DWDM-канала от Екатеринбурга до Челябинска.

В сфере Internet-провайдинга ситуация с экономикой проектов модернизации сетей — еще сложнее. Если пять лет назад для возврата инвестиций в магистраль требовалось утилизировать монтированную емкость на 20—50%, а дальнейший рост трафика обеспечивал оператору прибыль, то теперь, по мнению Кипчатова, даже утилизация на уровне 70—80% не гарантирует окупаемости. Зачастую магистральные сети окупаются лишь в режиме 100-процентной загрузки их пропускной способности. Цена просчетов с выбором оборудования, тарифов на услуги и нерасторопности операторов при реализации магистральных проектов стала очень высокой. Возможность строить «на перспективу» экономически выгодные и хорошо резервированные сети с запасом полосы пропускания отсутствует вообще.

Напрашивается простейшее решение проблемы: поднять тарифы на магистральный Internet-доступ и прочие сопутствующие услуги. Наиболее вероятна реализация этого сценария в Сибири и на Дальнем Востоке, где действуют всего два-три магистральных оператора. Однако не исключено, что регулирующими органами синхронное повышение расценок будет истолковано как картельный сговор. Если такой план все же будет реализован, розничным операторам придется сдерживать победоносное шествие ШПД в регионах.

В европейской части страны, а также на Урале и в Западной Сибири, где конкуренция игроков весьма высока, вероятность ценового сговора практически равна нулю. Как убежден Алексей Кушников, общая тенденция рынка — снижение стоимости аренды каналов, особенно в центральной части России, где действуют множество магистральных операторов. Именно в этих регионах ведется самое активное строительство альтернативных ВОЛС, причем окупаемость таких проектов не подвергается сомнению даже в период кризиса. По поводу тарификации услуг пресс-служба ТТК сообщила, что компания будет следовать тенденциям рынка, не забывая про необходимость дальнейшего инфраструктурного развития и нормы рентабельности, утвержденные основным акционером.

Развивая сотрудничество с сотовыми компаниями, «Синтерра» надеется, что запуск региональных сетей 3G тоже приведет к росту потребляемого Internet-трафика. Этот фактор может с лихвой компенсировать некоторое снижение активности в корпоративном секторе. Но еще больше надежд владелец второй по протяженности магистральной сети России возлагает на партнерские схемы, позволяющие любым операторам не останавливать свое развитие даже при сокращении капитальных затрат. На базе созданной транспортной инфраструктуры федерального масштаба «Синтерра» готова предложить партнерам полный спектр телекоммуникационных услуг — от магистрального доступа и аренды каналов до предоставления ресурсов собственных дата-центров.


Ключевые игроки магистрального рынка РФ и их сети связи