По словам министра, новый приказ разработан «в хорошем диалоге с рынком». Глава отраслевого ведомства дал понять, что долгожданное решение появилось не на пустом месте, вобрав в себя опыт отечественных первопроходцев, решившихся на рискованный рыночный эксперимент в отсутствии законодательной базы. Факт, безусловно, отрадный, но кое-что все же смущает.
Первая опытная зона MVNO, охватившая Санкт-Петербург, Самару и Нижний Новгород, была развернута компанией «Народный мобильный телефон» при поддержке Ассоциации 3G в середине 2005 года, причем не по собственной инициативе, а в соответствии с решением Мининформсвязи. В сентябре того же года результаты испытаний были представлены отраслевому ведомству. К сожалению нельзя сказать, что прошедшие три года заметно обогатили этот опыт.
По мнению ряда экспертов, рынок MVNO в стране по-прежнему отсутствует. Компании, избравшие стратегию виртуального оператора, не спешат развивать этот бизнес. А те, кто все же не хотят топтаться на месте, пока выступают преимущественно в роли агентов сотовых операторов. Результат вполне предсказуем: если верить оценкам, отечественные MVNO обслуживают максимум полмиллиона подписчиков — каплю в море совокупной абонентской базы.
Но то было раньше, до приказа. Теперь же дело пойдет как по маслу: по словам министра, новый документ «позволит целому ряду предприятий отрасли если не получить второе дыхание, то достаточно серьезно продвинуться в развитии новых услуг». Не ровен час, российские MVNO заполучат в свои сети 15–20% мобильных абонентов, т.е. примерно ту же долю, какую «виртуалы» обслуживают в отдельных европейских странах. Свое веское слово непременно скажут и иностранные MVNO, которые, снова цитирую министра, «готовы включиться» и начать диалог с владельцами крупных сетей, как только появится нормальная нормативная база.
Блажен кто верует. Ряд экспертов по-прежнему оценивают перспективы развития российского сегмента MVNO скептически. Кто-то считает, что появление «виртуалов» ухудшит рыночную ситуацию, поскольку операторы MVNO начнут предлагать услуги по демпинговым ценам. Аргумент кажется странным, особенно с учетом того, что на Западе MVNO как раз и создавались для привлечения нишевых категорий абонентов посредством низких тарифов.
Куда более серьезный барьер — отсутствие у операторов «большой тройки» особого энтузиазма по поводу появления в России мобильных «виртуалов». Их доводы хорошо известны — отсутствие избыточной емкости сетей, которая сделала бы возможным сотрудничество с виртуальными операторами. На практике это означает нежелание разрушать нынешний status quo. В такой ситуации сдвинуть воз с мертвой точки может лишь законодатель, обязанный выработать механизмы, которые заинтересуют крупных игроков рынка мобильной связи в развитии виртуальных сетей. По мнению совладельца компании Effortel Михаила Сусова, которое он высказал в интервью «Интерфаксу», подписанный приказ подобных механизмов не предусматривает.
Не исключено, что при подготовке приказа до задачи повышения заинтересованности крупных «сотовиков» у министерских чиновников просто не дошли руки. Да и можно ли в одном документе предусмотреть все и сразу? Досадную оплошность легко исправить: нашим ли чиновникам учиться издавать решения, расширяющие, дополняющие и углубляющие ранее принятые нормативные акты! Более того, регуляторная база отрасли ориентирована на традиционных операторов, а для полноценной регламентации деятельности «виртуалов» неизбежно потребуется изменить ряд нормативных актов. Надо учесть, что приказ о MVNO появился через четыре года после Постановления об организации в России первой тестовой зоны. При таких темпах формирование полной законодательной базы для этого рыночного сегмента рискует затянуться на долгие годы.
Бытует мнение, что бизнес MVNO «пойдет» в нашей стране лишь после того, как «виртуалы» наберут миллион абонентов. Якобы, лишь в этом случае модель MVNO докажет свою жизнеспособность. Остается делать ставки, что произойдет раньше: появится законодательная база или «виртуалы» заполучат первый миллион?