Прообраз такого руководства для пользователя сотовой связи был представлен на первом заседании Экспертного совета проекта «Мобильная грамотность», прошедшем в Санкт-Петербурге. Проект инициирован «Билайном» весной текущего года.
Подготовленные к заседанию информационные материалы содержат описание порядка десяти видов мошенничества с использованием мобильной связи, а также реальных случаев обмана. Схемы, которые распространены в экономически развитых странах, но еще не известны в России, решено в рекомендации не включать, дабы не вдохновить мошенников на новые акции. Но и без изучения зарубежного опыта жулики достаточно изобретательны. Они постоянно разрабатывают новые «предложения» сотовым абонентам, из-за чего свод правил нужно постоянно пополнять. А пока он дойдет до сведения миллионов людей, новая схема успеет принести жуликам приличный доход.
Тем не менее повышение уровня грамотности населения считается основным способом борьбы с мошенничеством. «За рубежом знания также являются главным оружием против жуликов. Мало того, что осведомленные о мошеннических методах абоненты не становятся жертвами, они еще и вовремя обращаются в полицию», — отметил директор аналитического агентства «Рустеле.ком» Юрий Брюквин.
Информировать милицию обо всех фактах мошенничества призвал и другой участник Экспертного совета — представитель управления уголовного розыска ГУВД по Санкт-Петербургу Михаил Грудовик. Впрочем, статистика, которую он привел, свидетельствует, что обманутые пользователи неохотно следуют такому призыву. Жертвы обмана не видят смысла жаловаться в органы, и для этого у них есть основания: из сотен заведенных уголовных дел в суд передаются лишь единицы.
Грудовик утверждает, что раскрывать преступления с применением мобильной связи очень сложно. Еще сложней — представить суду достаточные аргументы для наказания виновных. Поиск злоумышленников и сбор доказательств затруднен, поскольку речь идет о современных технологиях, позволяющих хорошо заметать следы. Кроме того, преступления в сетях мобильной связи нельзя отнести к тяжким, а следовательно, проведение некоторых следственных действий невозможно по закону. Например, следователи не могут получить доступ к базам данных операторов, если речь идет о каких-то 200–300 руб., потерянных абонентом.
В сложившейся ситуации абонентам остается следовать универсальному правилу — не верить. Борьбу с жуликами осложняет то, что многие вполне законные акции (розыгрыши призов, SMS-голосования) похожи на мошеннические схемы по ряду внешних признаков, а часто и по сути. Сбор денег с мобильных абонентов в расчете на их неосведомленность зачастую осуществляется вполне легально, и эта деятельность не считается мошенничеством.