Компания Microsoft начала пробовать силы на новом рынке с 2005 года, когда она предложила решение Live Communications Server и сетевой сервис Live Meeting. Со временем выяснилось, что аппетиты корпорации только растут.
В конце октября в Москве состоялась долгожданная премьера платформы объединенных коммуникаций Microsoft. В ее состав вошли программные продукты Office Communications Server 2007, Office Communicator, пакет обновлений Service Pack I для Exchange Server 2007 и обновленный онлайновый сервис Office Live Meeting. На сей раз софтверная корпорация не просто подготовила новый комплект решений для бизнес-пользователей, но и, фактически, посягнула на рынок своих стратегических партнеров — телекоммуникационных производителей, причем весьма изящным способом.
Предложение Microsoft отличается от продуктов традиционных производителей систем бизнес-коммуникаций высочайшим уровнем интегрированности компонентов. С помощью сервера Office Communications Server (OCS) и единственного клиентского интерфейса Office Communicator любой конечный пользователь может делать телефонные звонки, переадресовывать вызовы, определять статус присутствия абонента, направлять ему текстовые, голосовые и мультимедийные сообщения, организовывать сеансы конференц-связи.
Президент Microsoft Business Division Джефф Райкс, представляя платформу в Москве, заявил, что через три года более 100 млн пользователей во всем мире получат возможность звонить посредством программных технологий этой корпорации. Общий тренд сегодняшних изменений в коммуникационной сфере — движение от аппаратных к программным продуктам — очень устраивает Microsoft. Вместе с тем Райкс не призывает выбрасывать на свалку классические и гибридные системы офисной телефонии. Одно из главных преимуществ платформы объединенных коммуникаций Microsoft состоит в ее способности прозрачно взаимодействовать с унаследованными телефонными системами.
Как утверждается, OCS совместим уже с 90% выпускаемых телекоммуникационных систем, в том числе со станциями IP-УАТС, медиашлюзами IP/TDM и пограничными контролерами сессий. Вместе с тем Райкс многозначительно добавил, что, по его мнению, софтверные продукты управления вызовами через 5–10 лет полностью заменят на предприятиях привычные телефонные станции.
Немаловажным аргументом в пользу представленного решения является и то, что сотрудникам компании, внедряющей платформу объединенных коммуникаций, практически не нужно проходить техническую переподготовку. Для того чтобы воспользоваться преимуществами конвергентных бизнес-коммуникаций, они, как и прежде, должны лишь уметь работать с Microsoft Office и Outlook. Кстати, предприятиям, уже купившим пакет офисных программ, лицензии на клиентское приложение Office Communicator будут поставляться бесплатно, в рамках действующего соглашения на использование пакета MS Office.
Тесная интеграция OCS с Exchange Server позволяет легко реализовывать самые замысловатые сценарии обработки входящих звонков и электронной корреспонденции. Так, при недоступности или занятости сотрудника все или только часть входящих звонков перехватываются почтовым сервером и преобразуются в письма с прикрепленными голосовыми файлами. Другой вариант совместного использования почтового и коммуникационного серверов — внесение записи в календарь Outlook и автоматическое подключение сотрудника к Conference Call в назначенное время. Кроме того, OCS поддерживает видеосвязь на основе собственных оптимизированных протоколов сжатия информации и организацию многоточечных видеоконференций между фиксированными и мобильными абонентами.
Разумеется, инженеры Microsoft не придумали ничего принципиально нового, и все расхожие сценарии бизнес-коммуникаций можно реализовать на базе программно-аппаратных комплексов других производителей. Просто альтернативные решения гораздо дороже, да и времени на адаптацию к ним пользователей уйдет явно больше. Как сообщил менеджер по продуктам Unified Communications российского офиса Microsoft Михаил Кочергин, в Северной Америке стоимость базовой лицензии на OCS, рассчитанной на поддержку до 12 тыс. клиентов, составляет всего 700 долл. Enterprise-версия этого сервера (свыше 100 тыс. пользователей) поставляется примерно за 4 тыс. долл. Отдельно приобретаемая лицензия на ПО Office Communicator обойдется в 31 долл. на каждого клиента. Впрочем, локальные офисы Microsoft вправе корректировать прайс-лист на эти продукты.
Microsoft Office Communications Server не является «чистым» программным коммутатором, сервером коммуникационных приложений или каким-то иным привычным элементом корпоративной сети VoIP. Кочергин называет его сервером, обеспечивающим взаимодействие пользователей в режиме реального времени и предоставляющим им основные функции аудио- и видеосвязи, обмена данными и конференц-связи.
Может ли этот продукт применяться автономно, без связки с внешней телефонной станцией? На этот вопрос представители разработчика отвечали с некоторым неудовольствием. Выяснилось, что OCS, по сути, имеет функционал, свойственный IP-УАТС, и лишь для подключения к внешней TDM-сети ему требуется какой-либо из шлюзов VoIP, которые в изобилии выпускаются партнерами Microsoft.
Для окончательно подсчета расходов на установку платформы объединенных коммуникаций Microsoft и ее корректного сравнения с затратами на аналогичные решения Nortel, Cisco, Avaya и прочих поставщиков к цене программных продуктов нужно добавить стоимость аппаратных серверов. Как объяснил Кочергин, для создания комплексной системы на 1 тыс. пользователей потребуются два аппаратных сервера средней производительности. В любом случае ценовое преимущество предложения Microsoft вполне очевидно (средняя стоимость одного абонентского порта коммуникационных серверов для сектора SMB в базовой комплектации составляет порядка 100 долл.). Вероятно, в начавшемся противостоянии следующий ход последует от лагеря телекоммуникационных компаний.