Частным пользователям идея резервирования пока кажется экзотикой. Конечно, мобильную телефонию можно рассматривать как «дублера» фиксированной телефонной связи, но лишь с некоторой натяжкой. Во-первых, мобильным телефоном многие пользуются чаще, чем стационарным, и еще вопрос, что для чего дублер. Во-вторых, прямое сопоставление вообще не вполне корректно, ведь мобильная и фиксированная связь — две разные услуги. Много ли найдется абонентов, которые постоянно имеют при себе два аппарата или хотя бы две SIM-карты, привязанные к сетям разных операторов и позволяющие при неполадках в сети одного тут же воспользоваться услугами другого? Подозреваю, что доли процента. И опять же, это резервирование, скорее, исходящей связи: рассчитывать, что вам сразу начнут звонить на другой мобильный номер, не приходится.
С Internet ситуация — и того хуже. Сбоями в сетях столичных и региональных Internet-провайдеров никого не удивишь. Такие инциденты, как правило, случаются в самое неподходящее время, и абонентам приходится мириться со случившимся. Можно воспользоваться сервисом GPRS, но при такой пропускной способности… Можно отправиться в Internet-кафе, но рекомендовать этот вариант как идеальный выход из положения язык не поворачивается. Можно поработать через сеть WiFi, например «Голден Телекома», который установил соответствующие точки доступа буквально по всей Москве. Но если вы прежде не взаимодействовали с этим оператором, придется бежать за Internet-картой — электронный платеж выполнить не удастся, Internet-то не работает.
Но вот из этого замкнутого круга, кажется, нашелся выход. Московская городская телефонная сеть объявила о проведении с 1 октября 2008 года акции «Интернет-страховка», благодаря которой пользователи услуг широкополосного доступа получают резервный ADSL-канал выхода в Сеть. За поддержание работоспособности цифрового канала связи оператор взимает символические 20 руб. в месяц, а ADSL-модем достается абоненту бесплатно. Плата за пользование каналом зависит от скорости передачи в прямом и обратном направлениях и составляет от 9 (512/128 Кбит/с) до 36 руб. (3072/768 Кбит/с) в сутки. Коммерческий директор МГТС Эдуард Шарай поспешил заявить, что «для российского рынка широкополосного доступа к Internet это — уникальное предложение».
В первую очередь, уникален принцип посуточной тарификации услуги. Насколько известно автору, такого предложения до МГТС никто не делал. Некоторые провайдеры разрешают абоненту не оплачивать дни, в которые он не пользовался услугой, но выглядит все иначе. Скажем, клиент «Корбины Телеком» может, уезжая в командировку, приостановить пользование услугой на несколько дней, в течение которых деньги не будут списываться с его счета, но прибегнуть к этой возможности ему удастся лишь раз в 30 дней. Еще один существенный момент заключается в том, что домовладельцу не надо заботиться о вводе в квартиру еще одной линии связи: МГТС, благодаря ее доминирующему положению на столичном рынке, намерена задействовать уже имеющиеся телефонные линии.
Почин столичной телефонной компании могут подхватить операторы в других городах, но вступят ли они на этот путь — большой вопрос. Как свидетельствует опыт автора, сбои в сетях крупных ISP происходят нечасто, а значит, резервным каналом МГТС абоненту придется пользоваться 3–4 раза в год. Значит, ARPU компании МГТС от новой услуги ненамного превысит все те же 20 руб., т.е. даже при нынешней стоимости ADSL-модемов оператор долгие месяцы будет просто окупать затраты на устройство, «подаренное» клиенту. К тому же «Internet-страховка» вряд ли вызовет существенный отток пользователей от других столичных провайдеров, ведь большинство из них работают в Сети практически ежедневно. Наконец, сама МГТС рискует недосчитаться части прежних доходов: некоторые нынешние абоненты не преминут воспользоваться посуточной схемой тарификации, которая сулит пусть небольшую, но все-таки экономию.
Короче говоря, для пользователей возможность обзавестись резервным каналом — несомненное благо, а вот выигрыш оператора от «Internet-страховки», мягко говоря, не очевиден. Может, именно поэтому МГТС проводит акцию только до 30 ноября?
Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru