Тематика форума «Инвестиции в цифру. Контент» оказалась созвучна тенденциям в отрасли массовых коммуникаций. «Это стремительное развитие технологий, конвергенция и рост значимости контента», — перечислила Екатерина Ларина, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи РФ.
За последние пять лет, по оценкам Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), уровень проникновения услуг КТВ в нашей стране вырос в три раза и составил примерно 40% общей абонентской базы. В стране с населением порядка 140 млн человек (а это свыше 42 млн домохозяйств) построены сети кабельного телевидения с охватом более 36 млн домохозяйств. Около 15 млн квартировладельцев уже заключили с операторами кабельных сетей договоры на обслуживание.
Во многих городах эфирный прием играет все меньшую роль по сравнению с кабельным телевидением. Абонентам кабельных сетей доступны в одном пакете как российские общедоступные, так и платные отечественные и зарубежные каналы. Среднее число каналов в сетях достигает 50–60 в аналоговом и 120–150 в цифровом формате вещания, в Москве же их количество доходит до 170.
С 2007 года начались цифровизация кабельного телевидения и внедрение современных услуг, таких как телевидение высокой четкости (HDTV) и видео по запросу (VOD). «В Москве с 1 сентября предоставляются услуги в формате High Definition, что, на мой взгляд, стало переломом в развитии кабельной отрасли России», — говорит президент АКТР Юрий Припачкин. Созданная инфраструктура обеспечит переход к цифровому вещанию всех городов с населением более 200 тыс. человек. АКТР прогнозирует, что в 2008 году цифровизация московских телевизионных сетей преодолеет 20-процентную планку.
Припачкин назвал основные тренды сегодняшнего рынка: это консолидация, активная региональная экспансия операторов, диверсификация бизнеса (оказание услуг double play и triple play) и существенные инвестиции в модернизацию сетей. По оценкам АКТР, за последние три года они составили примерно 1 млрд долл.
Самой острой остается проблема государственного регулирования, в том числе соблюдение авторских и смежных прав. К сожалению, законодательная база не успевает за бурным развитием отрасли. «Прежде чем говорить о том, какие технологические процессы должны быть описаны и какие организационные решения следует принять, нужно обсудить и выработать модель функционирования рынка на законодательном уровне», — считает президент АКТР. По его мнению, в этом случае «инвестиции бурным потоком пойдут в отрасль», так как она даже в условиях глобального кризиса остается привлекательной для инвесторов.
В связи с планируемым в нашей стране к 2015 году переходом на цифровой формат вещания Припачкин предложил раздать гражданам ваучеры на определенную сумму, чтобы они сами смогли решить, купить ли им декодер или современный телевизор, доплатив за него некоторую сумму. Он отметил, что никто во всем мире не заставляет людей переходить на новые модели утюгов и не спонсирует этот процесс.
Крайне острым остается и вопрос о том, какие каналы войдут в так называемый социальный пакет, поскольку остальные каналы, фактически, будут транслироваться не в открытом режиме, а с помощью систем условного доступа. «Государству необходимо определить, сколько оно станет финансировать каналов. И это должен быть не социальный, а государственный пакет, распространяемый в цифровом формате за государственные деньги для поддержки информационного фона в стране», — уверен Андрей Семериков, генеральный директор «Эр-Телеком Холдинга».
По мнению заместителя генерального директора «Системы Масс-медиа» Виталия Шуба, телевидение следующего поколения позволит контенту мигрировать из среды в среду, сопровождая абонента в течение всего дня. «Если раньше мы говорили о том, что каждый тип вещания требует своей технологической платформы, то на основе IP-мультиплатформы можно обеспечить все типы (DVB-T, DVB-S/S2, DVB-C, DVB-H и IP) и стандарты (HDTV, SDTV и MobileTV) цифрового вещания. И часть операторов уже внедрили эту платформу», — заверил Герасим Гадиян, генеральный директор сети телевизионных каналов высокой четкости HD Media.
Нехватка контента для телевидения высокой четкости ощущается и в мире, и в России. Следствие этого — его высокая цена. Сложности производства такого контента объясняются тем, что картинка телевидения высокой четкости в пять раз более информативна, а потому должны применяться соответствующие творческие подходы, возникают совершенно иные требования к макияжу и декорациям. Если при съемке материала для кино подразумевается его достаточно дорогостоящая компьютерная доработка, то у телевидения такой возможности нет — ни по времени, ни по стоимости.
Ведущую роль в телевещании следующего поколения будет играть выбор контента самим абонентом, поэтому задача любого оператора — заранее предоставить ему готовую программу. По мнению технического директора компании «НТВ-Плюс» Олега Колесникова, в связи с развитием IP- и спутникового телевидения, а также гибридных сред распространения контента вскоре возникнут сервисы, которые позволят формировать на основе предпочтений пользователя некий портал контента. И зритель сможет выбирать на нем то, что ему больше нравится.