Еще свежи в их памяти картинки 10-летней давности, когда за несколько дней в пять раз обесценился рубль, и благосостояние значительной части населения, именовавшейся «средним классом», фактически сравнялось с уровнем прожиточного минимума. Природа нынешнего кризиса — несколько другая, поэтому рискнем предположить, что и последствия его будут иными, чем во времена достопамятного дефолта.
Главное отличие сегодняшней ситуации состоит в том, что экономические потрясения идут в Россию извне. Ощутимо лихорадит банковскую систему, а значит, никто не останется в стороне от общей беды — ни владелец бизнеса, ни служащий, ни пенсионер. Конечно же, это плохо, но не настолько, чтобы снова говорить о грядущем дефолте. Наше правительство делает все возможное, чтобы экономика и национальная валюта «проседали» плавно, без резких рывков, чреватых социальным взрывом. И, надо сказать, ресурсов в стране для этого хватает: накопленная в годы нефтедолларового рая финансовая «подушка» стабилизационного фонда еще долго не прохудится. Да и цены на нефть пока удерживаются на высоте.
Выходит, максимум неприятностей малоимущим слоям населения доставит прогрессирующая инфляция, которая может дорасти к Новому году до 20–30%. Но нам ли привыкать к такой напасти! Во второй половине 2007 года ничто не омрачало небосводы финансового рынка, а рубль почему-то обесценивался почти с той же скоростью.
Бизнес и активная часть населения — более уязвимые категории. Они прочно завязаны на кредитах, которые дорожают день ото дня. И если покупку машины или квартиры можно на какое-то время отложить, то безболезненно прервать торгово-закупочную деятельность или свернуть реализуемые инвестиционные проекты невозможно в принципе. Так что по бизнесу, в том числе телекоммуникационному, глобальный кризис ударит довольно чувствительно.
Однако и в бочке дегтя можно отыскать ложку меда: то, что сегодняшний кризис импортируется к нам из-за океана, вселяет надежду на более-менее благоприятный исход. Западные корпорации еще больше российских нуждаются в срочном спасении. А спасение для них состоит в новых рынках сбыта, которые хоть как-то поддерживаются местной банковской системой и государственным капиталом. Из региона BRIC американских производителей теперь не выгонишь даже острыми политическими разногласиями. Поэтому не нужно удивляться тому, что на дворе — кризис, а офисы зарубежных фирм появляются в Москве, как грибы после дождя. Вместе с ними в Россию придут и новые заказы, рабочие места, а также бюджеты на развитие.
Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru