Активное развитие среды Web 2.0 привело к появлению на российском рынке множества компаний, занимающихся продвижением социальных сетей, поисковых систем, новостных и игровых порталов. По мере роста Internet-трафика число крупных центров обработки данных будет продолжать увеличиваться. В основном Internet-компании, эксплуатирующие крупные ЦОДы, используют распределенные приложения и множество однотипных серверов безымянной сборки. При этом обычные стоечные серверы занимают много места. Blade-серверы эффективнее расходуют площадь, но рассеивают много энергии.
Компания IBM увидела в этом диссонансе новую рыночную нишу. Она разработала серверное решение, адресованное крупным ЦОДам и предназначенное для поддержки приложений и сервисов Web 2.0. Уровень конкуренции в этой области пока невысок, но требования и ожидания покупателей — весьма значительны.
Алексей Шелобоков, руководитель отдела IBM System x, говорит, что ЦОД нового поколения должен обеспечивать максимальную для используемой площади плотность вычислений, причем необходимо, чтобы наращивание мощности вычислений осуществлялось без перестройки дата-центра. Еще одна задача владельца ЦОДа — экономия электроэнергии. В сфере Web 2.0 приходится обрабатывать огромные объемы данных, что приводит к весьма внушительным затратам на электроэнергию, «съедающим» большую часть ИТ-бюджета.
Монтируемый в стойку сервер IBM iDataPlex позволяет удвоить плотность размещаемых серверов и снизить энергопотребление на 40%; одновременно мощность обработки увеличивается в пять раз. Специалисты IBM утверждают, что стоимость владения системой уменьшается на 25% (по сравнению с обычным стоечным массивом).
IBM предложила нетрадиционную схему монтажа серверов в стойке, развернув их на 90 градусов. «Крутой поворот» решил многие проблемы энергоэффективности, такие как охлаждение систем. По сравнению с традиционным сервером 1U, для iDataPlex нужно на 75% меньше вентиляторов, а потребляют они на 66% меньше электроэнергии, что дает экономию до 10 тыс. долл. на одну стойку в год. У обычной серверной системы вентиляторы расположены сзади и вытягивают воздух наружу. Компоненты задней части стойки получают самый горячий воздух, но там же расположены термодатчики, определяющие нужную скорость вращения вентилятора. В повернутом сервере расстояние до вентиляторов уменьшается с привычных 63 см всего до 38 см.
Компоненты системы разработчики также подбирали, исходя из соображений эффективности энергопотребления: блок питания характеризуется меньшей мощностью, чем большинство серверных блоков питания. IBM задействует блок питания с КПД 93%, общий для двух материнских плат, что позволяет сбалансировать рабочую мощность и эффективность системы.
Для экономного расходования электроэнергии корпорация предлагает использовать водяное охлаждение, так как в данном случае затраты на кондиционирование воздуха можно вообще исключить. Для этого разработана технология IBM Rear Door Heat eXchanger. В ее основе — применение жидкостного охладителя, что позволяет серверному комплексу работать при комнатной температуре. При помощи специальных настроек можно охлаждать и окружающий воздух. Дополнительный водяной теплообменник устанавливается на самую длинную (119 см) заднюю часть стойки. Он передает охлажденную воду или хладагент, который уже содержится в системе кондиционирования, через шланг прямо в стойку.
Правда, водяное охлаждение пока не очень популярно в России. Это объясняется дороговизной монтажа системы, а также беспокойством заказчиков по поводу возможной утечки жидкости из теплообменников, влекущей за собой порчу оборудования.
Поворот системы на 90 градусов помог на 138% повысить плотность размещения серверов и уменьшить занимаемую ими площадь на 50%. Серверы располагаются бок о бок, а стойки можно соединять друг с другом. Задняя стенка стойки iDataPlex зарезервирована под теплообменник. Расположение кабелей и доступ с передней панели позволяют снизить затраты на обслуживание. Блоки питания и вентиляторы крепятся прямо на шасси стойки, а серверы выдвигаются и задвигаются по направляющим.
В апреле это решение было представлено на американском рынке, а летом оно появилось в Европе. Поставки уже начались, и системы тестируют по всему миру примерно 300 компаний. Среди потенциальных заказчиков — Yahoo, китайская служба Internet-сообщений Tencent QQ, инвестбанк Merrill Lynch.
Как сообщил Алексей Шелобков, в России iDataPlex вызывает большой интерес. Хотя это решение является нишевым, оно имеет большой потенциал. «На отечественном рынке нет таких крупных игроков в сфере Web 2.0, какие имеются на Западе, но есть огромное число потенциальных потребителей Web-услуг», — заключил Шелобков. Системы iDataPlex могут использоваться и для обслуживания приложений, предназначенных для анализа рисков финансовых инструментов, а также для научных исследований.