Концепция удаленной надомной работы обсуждается на протяжении уже нескольких лет, и преимущества этого варианта вполне очевидны. В первую очередь, речь идет о прямой экономии за счет снижения потребностей в офисных помещениях, а в условиях сумасшедшего роста арендной платы в Москве такой довод особенно значим. К весомым плюсам стоит отнести и сокращение временных потерь за счет отказа от большинства поездок по городу и дальних командировок. Не стоит сбрасывать со счетов улучшение эмоционального состояния сотрудников, чьи передвижения по городу на личном или общественном транспорте сопряжены с огромными психологическими нагрузками.
Противники удаленной работы тоже приводят весомые контраргументы. Во-первых, разобщенность персонала негативно сказывается на проектах, требующих коллективного участия. Во-вторых, снижается уровень контроля над работой сотрудников. К сожалению, их чувство долга далеко не всегда берет вверх, а потому принцип "кнута и пряника" остается актуальным. В-третьих, имеются объективные технические препятствия, связанные с защитой корпоративных данных, обеспечением доступности сотрудника, надежности связи и т. п. В общем случае надомная деятельность требует пересмотра устоявшихся в компании алгоритмов работы.
Коллективы крупных и средних компаний, имеющих филиальную структуру, де-факто являются распределенными, и им требуются совершенно новые подходы к организации работы и созданию корпоративных систем связи. В ходе виртуальной презентации с помощью решения TelePresence компания Cisco представила из своей штаб-квартиры в американском Сан-Хосе комплексное решение Cisco Virtual Office (CVO). Оно основано на технологиях маршрутизации, коммутации, защиты, беспроводной связи, IP-телефонии, управления политиками при предоставлении услуг и относится к категории офисных систем, управляемых централизованно и обеспечивающих передачу видеотрафика, голоса и данных.
«Виртуальный офис» -- универсальное решение, которое позволяет сотрудникам, находящимся в самых разных местах, работать с привычными офисными приложениями. По мнению Роберта Берлина, директора Cisco, отвечающего за производство и продажи продуктов для обеспечения безопасности, платформа CVO имеет очень широкий спектр применения. Кроме обеспечения удаленной надомной работы, она может служить для подключения к единой сети небольших филиалов и сотрудников, находящихся в командировке. На ее базе не составит труда развернуть, к примеру, виртуальный контакт-центр, операторы которого вполне могут быть надомниками.
Среди достоинств CVO представители компании отмечают полностью автоматизированную настройку подключения удаленных пользователей. Этот механизм, названный zero-touch setup, позволяет не только упростить подключение сотрудников (которым уже не нужно владеть навыками системных администраторов), но и удостовериться в надлежащем уровне безопасности. Можно объединять сотни и тысячи рабочих мест без необходимости их индивидуальной настройки.
Cisco Virtual Office включает в себя пользовательские устройства, оборудование центрального офиса и сервис планирования, проектирования и внедрения решения. В качестве пользовательского оборудования Cisco рекомендует задействовать маршрутизаторы серии 800, в частности Cisco 881w ISR, и IP-телефоны серии 7900.
В головном офисе должен быть установлен маршрутизатор Cisco 7200. Он играет роль платформы для организации VPN и поддерживает технологию построения динамической многоточечной виртуальной частной сети, которая позволяет двум удаленным сотрудникам обмениваться информацией без обращения к ресурсам головного офиса. Кроме того, в состав CVO входят серверы управления политиками, идентификации и конфигурации. По словам Роберта Берлина, для создания виртуального офиса может применяться и другое оборудование Cisco с необходимыми характеристиками. Система будет работать даже с сетевыми устройствами других производителей, но предлагаемый Cisco набор компонентов оптимально сбалансирован и рекомендован к использованию.
Одним из необходимых условий успешного развертывания системы Cisco Virtual Office является опора на услуги, оказываемые Cisco и ее авторизованными партнерами. Они заключаются в инсталляции оборудования головного офиса и его интеграции с другими корпоративными информационными системами. Дополнительно заказчику предоставляются консультационные услуги по использования решения в бизнесе и текущая сервисная поддержка.
Cisco уже имеет опыт реализации первых проектов. Например, система CVO развернута в датской энергетической компании DONG Energy, имеющей штат примерно 5300 человек. Сейчас возможностями Cisco Virtual Office пользуется более чем 3200 ее сотрудников. Не осталась в стороне и сама Cisco, в которой к CVO подключены 12 тыс. сотрудников; ожидается, что к 2010 году их число достигнет 30 тыс.
Вполне возможно, что подобные примеры скоро появятся и в России. Объявленная стоимость решения – 700 долл. за удаленное рабочее место – существенно ниже годовой аренды 1 кв. м московского офиса, поэтому заказчики смогут окупить его внедрение всего за три-четыре месяца. А заодно и на дорогах Москвы станет чуть свободнее.