В середине июля совет директоров «Ростелекома» принял основные направления стратегического развития компании на 2008–2012 годы. По словам генерального директора «Ростелекома» Константина Солодухина, этот документ крайне важен именно сейчас. «Работа только на рынке МГ/МН-связи приведет к тому, что оператор начнет медленно, но верно терять доли рынка. Это происходит уже сейчас, и если не диверсифицировать бизнес, наши перспективы будут крайне негативными», — подчеркнул он на пресс-конференции, где было объявлено о новой программе развития.
В первую очередь, «Ростелеком» планирует стать единым оператором холдинга «Связьинвест», обслуживающим федеральных корпоративных клиентов на всей территории РФ. Речь идет о предприятиях, потребление услуг связи которыми не ограничено территорией одного субъекта РФ или федерального округа. Сегодня межрегиональные компании «Связьинвеста» не имеют права оказывать такие услуги по лицензионным условиям, тогда как «Ростелеком» обладает для этого всеми возможностями.
Одним из приоритетных направлений развития генеральный директор «Ростелекома» считает выход компании на рынки организации широкополосного доступа к Internet (ШПД) для физических лиц в тех регионах, где действия оператора способны привести к увеличению совокупной рыночной доли ГК «Связьинвест». Солодухин сообщает, что «Ростелеком» будет стараться покупать локальных провайдеров, но подходящих компаний не так уж много. Поэтому в отдельных регионах будет рассматриваться возможность строительства собственных широкополосных сетей.
Кроме того, Солодухин отметил необходимость внедрения единых жестких стандартов и принципов совместного оказания услуг «Ростелекомом» и МРК. По его словам, главная цель бывшего монополиста состоит в трансформации в универсального оператора, оказывающего полный комплекс услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам на уровне международных стандартов. «Ростелеком» намерен увеличивать доходы от магистрального доступа к Internet, в том числе за счет синергии с поглощаемым оператором «РТКомм.РУ».
Компания планирует проводить активную политику защиты своих позиций на розничном рынке МГ/МН-телефонии. «Мы понимаем, что наша доля рынка будет уменьшаться, но сдаваться не собираемся, — заверил Солодухин. — Наша маркетинговая политика будет сдвигаться в сторону нормальной конкурентной борьбы с другими активными игроками на рынке дальней связи». Продуктовый портфель «Ростелекома» станет расширяться путем развития сервисов на базе принадлежащей ему инфраструктуры магистральных каналов и интеграции услуг МРК.
Планируется значительно усилить позиции на рынке крупных корпоративных клиентов и государственных структур федерального уровня за счет предоставления полных пакетов услуг связи.
Оператор определился также с международной стратегией развития, включающей в себя два этапа. В ближайшие два-три года «Ростелеком» сосредоточится на освоении территорий СНГ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а потом — на регионах Ближнего Востока и Европы.
«Ростелеком» собирается принимать активное участие в развитии магистральных IP-сетей на всей территории СНГ. «Речь идет не о приобретениях, а об участии в развитии инфраструктуры сетей передачи данных на территории СНГ», — комментирует Солодухин. Параллельно будет расширяться география предоставления посредством Интеллектуальной сети (IN) инновационных услуг, таких как телеголосование и бесплатный вызов. Предполагается, что они станут доступны во всех странах СНГ. «Что же касается международного рынка в целом, мы хотим участвовать в приватизации операторов. Наша фокусировка — на приросте капитализации за счет выхода на наиболее динамичные рынки и синергии с бизнесом приобретаемых операторов», — добавляет Солодухин.
Глава «Ростелекома» подчеркнул, что возможны самые разные формы сотрудничества с международными операторами, от простого обмена трафиком до сложных партнерских схем.
Компания продолжит совершенствовать техническую инфраструктуру для внедрения новых услуг. Прежде всего, это строительство дата-центров, call-центров, инфраструктуры услуг Colocation, дооснащение систем WDM для организации кольцевого резервирования каналов связи.
Крайне важно, по мнению Солодухина, оптимизировать управление дочерними предприятиями. В конечном счете, все «дочки», работающие в московском регионе, будут трансформированы в единый московский филиал, который на территории столицы будет предоставлять весь комплекс ИКТ-услуг.
Принятая стратегия предполагает выделение в структуре компании сервис-провайдера федерального масштаба, который сосредоточится на инновационных сервисах для клиентов и, пользуясь инфраструктурой «Ростелекома», сможет активно работать в этом сегменте рынка. «Зебра Телеком», являющаяся стопроцентной «дочкой» «Ростелекома», идеально подходит на эту роль.
Генеральный директор компании пояснил, что пока определены лишь главные направления, по которым будет активно развиваться «Ростелеком». В III квартале текущего года должна завершиться конкретизация бизнес-планов. Они дополнятся цифрами ожидаемого роста и финансовыми показателями.