Как следует из годового отчета компании «Ростелеком», ее бизнес подвержен более 20 существенным рискам, таким как воздействие инфляции, изменение условий взаимодействия с государственными заказчиками и реструктуризация собственности «Связьинвеста». Как заявил генеральный директор «Ростелекома» Константин Солодухин после годового собрания акционеров, наиболее серьезное влияние на бизнес оператора оказывают сегодняшние темпы либерализации рынка услуг дальней связи.
Действительно, за последние два года в телекоммуникационном секторе принципиально изменилась конкурентная среда. К концу 2007 года Минсвязи РФ выдало более 30 лицензий на оказание услуг междугородней и международной связи, и пять операторов уже оказывают такие услуги. Им пока не удалось потеснить «Ростелеком» с лидерских позиций на традиционном для него рынке, но аналитики уверены, что передел совокупной выручки от МГ/МН-услуг в России идет полным ходом. Об этом красноречиво свидетельствуют производственно-финансовые результаты деятельности экс-монополиста.
В 2007 году объем междугороднего трафика в сети «Ростелекома» составил 10,17 млрд мин, увеличившись лишь на 4,7% по сравнению с 2006 годом . Выручка от таких услуг выросла всего на 0,7% — до 32,04 млрд руб. Объем исходящего международного трафика уменьшился на 5,8% — до 1,82 млрд мин. Доходы от предоставления услуг международной связи российским клиентам сократились на 6,8%, до 12,32 млрд руб.
Бесспорно, это тревожная статистика, ведь рынок услуг дальней связи является для «Ростелекома» основным: в прошлом году его доходы от оказания МГ/МН-услуг составили 80% общей выручки, превысив 50 млрд руб. «Нам известно лекарство от рисков, связанных с либерализацией рынка дальней связи», — прокомментировал замедление развития компании Солодухин. По его словам, современная стратегия «Ростелекома» нацелена на диверсификацию бизнеса и увеличение доли выручки от новых услуг.
Расширение сотрудничества с международными операторами, открытие новых точек присутствия на мировых биржах обмена трафиком и развитие высокоскоростной магистральной сети обеспечили оператору рост объемов входящего МН-трафика на 24,4% — до 3,06 млрд мин. Соответственно, доходы от услуг терминации и транзита входящего МН-трафика выросли за прошедший год почти на треть (на 29,2%) — до 5,71 млрд руб.
Дальнейшее развитие и расширение географии собственной магистральной сети обеспечат «Ростелекому» укрепление позиций и на рынке аренды каналов связи. В 2007 году доходы компании от такой деятельности увеличились на 8,9% — до 7,75 млрд руб.
Активное продвижение услуг интеллектуальной сети (таких как «Бесплатный вызов», «Телеголосование», «Прямой вызов страны» и др.), а также увеличивающийся спрос на них корпоративных клиентов позволяют «Ростелекому» четвертый год подряд добиваться динамичного роста доходов в данном секторе рынка (примерно на 300 млн руб. ежегодно). В 2007 году доходы оператора от интеллектуальных услуг связи достигли 1,07 млрд руб., увеличившись на 41% по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Для корпоративных клиентов компания сформировала комплексное предложение, включающее в себя помимо услуг традиционной дальней связи организацию доступа к Internet и виртуальных частных сетей IPVPN. В прошлом году на базе собственной сети передачи данных IP MPLS «Ростелеком» организовал более 350 точек доступа к Всемирной сети и свыше 600 шлюзов к VPN.
Для того чтобы сохранить позиции на корпоративном рынке Москвы, компания получила 10 тыс. абонентских номеров фиксированной местной связи. Это позволит «Ростелекому» сформировать законченное портфельное предложение для столичных корпоративных пользователей. Бизнес-клиентам адресована и новая услуга «Видеоконференц-связь». Оператор уже имеет более 100 переговорных пунктов, оборудованных системами ВКС. Вдобавок корпоративные клиенты, которые располагают комплектом аппаратуры ВКС либо арендуют его у «Ростелекома», могут организовать собственную видеотелефонную систему. При этом к сети оператора допустимо подключаться как на территории России, так и за рубежом.
Еще один пример диверсификации бизнеса «Ростелекома» — совместные проекты с зарубежными операторами с целью организации пакетов услуг для крупных корпораций, ведущих бизнес в нескольких странах одновременно. Пока организовать такие услуги для мультинациональных клиентов в сети «Ростелекома» невозможно, но компания уже ведет переговоры с некоторыми операторами СНГ. Наконец, «Ростелеком» сделал серьезную ставку на услуги дата-центров, и к концу года будут работать уже четыре ЦОДа — в Москве, Новосибирске, Хабаровске и Екатеринбурге. Предполагается, что их мощности будут востребованы крупными хостинг- и контент-провайдерами.