Для того чтобы услуга определения местоположения в мобильных сетях стала доступной корпоративному пользователю, системному интегратору совместно с сотовым оператором нужно решить массу вопросов. Проблема — не столько в точности определения координат (она в GSM-сетях — пока значительно меньшая, чем в спутниковых навигационных системах GPS и ГЛОНАСС), сколько в том, чтобы сделать сервис таким же простым, как обычный звонок по мобильному телефону. Необходимо собрать и интегрировать в единое решение пользовательский интерфейс, карты, сетевые технологии и абонентские устройства. При этом нужно стремиться к достижению адекватного соотношения цены и качества сервиса.

Видимо, поэтому на основе сетей GPS/ГЛОНАСС в России пока не предлагается ни одной услуги с высоким уровнем проникновения в корпоративный сектор, которая могла бы использоваться не только для мониторинга автопарка, но и для отслеживания перемещения сотрудников и грузов. А общедоступные услуги на основе GSM-позиционирования в последние несколько лет успешно развиваются.

 

Точность местоопределения объекта с помощью штатных средств сети GSM составляет несколько сотен метров в центре крупных городов, порядка километра — на окраинах, несколько километров — в области. Данная характеристика существенно зависит от плотности расположения базовых станций. Другим недостатком технологии сотового позиционирования (по сравнению со спутниковой навигацией) является невозможность определения скорости и направления движущегося объекта.

Зато у этой технологии есть достоинство, которое для многочисленных пользователей играет существенно более важную роль, чем точность координат: не требуется закупать дорогостоящее терминальное оборудование — достаточно иметь любой сотовый телефон стандарта GSM. С точки зрения корпоративных клиентов на 100% действует принцип сохранения инвестиций, ведь мобильные телефоны у сотрудников, как правило, уже есть. А при использовании системы GPS требуются закупка дополнительного оборудования, постановка его на баланс, регламентное обслуживание, ремонт и т.д.

Широта спектра подходящего для GSM-позиционирования абонентского оборудования объясняется очень просто: технология реализуется в сети оператора и не затрагивает какие-либо специфические функции терминала. Чтобы определить местоположение GSM-терминала, абоненту не нужно совершать дополнительных действий типа включения GPS-модуля, запуска программы или установки специальной SIM-карты. Возможность определения местоположения заложена в самой архитектуре сотовых сетей, ведь для успешной коммутации голосовых вызовов они должны «знать», где (в зоне действия какой БС) находится абонент в текущий момент. Можно сказать, что технология поиска и определения местонахождения абонента является концептуальной особенностью мобильных сетей связи, отличающей ее от фиксированных сетей.

Услугами на основе GSM-позиционирования обычно пользуются торговые компании, располагающие большим штатом разъездного персонала — курьерами, торговыми представителями, мерчандайзерами. Их насущной потребностью является знание местонахождения мобильных сотрудников, позволяющее повышать производительность труда, оптимизировать транспортные и прочие расходы. Точность определения меспоположения, измеряемая сотнями метров и даже несколькими километрами, для диспетчеризации работы мобильного персонала особого значения не имеет. Однако именно в повышении точности расчета координат заключаются дальнейшие перспективы развития услуг мониторинга на основе GSM-позиционирования.

Что считают существенными критериями выбора системы мониторинга компании, деятельность которых связана с перемещениями персонала? Конечно, важна не сама технология позиционирования и даже не обеспечиваемая ею точность определения в метрах. В первую очередь, изучаются размер капитальных затрат (CAPEX), операционные расходы (OPEX), возможность возврата инвестиций (ROI), соответствие принципу сохранения инвестиций. Но самое главное — «умение» системы решать бизнес-задачи, интегрироваться в информационную среду предприятия, встраивать сервисы, основанные на местоположении (LBS), в имеющиеся бизнес-процессы. В этом контексте несомненным фаворитом становится технология, «встроенная» в сотовую сеть и готовая к употреблению сразу после подключения клиента.

Недостаток точности определения координат в сотовых сетях — вещь поправимая. Этот показатель будет улучшаться за счет интеграции технологий спутникового позиционирования и позиционирования по базовым станциям. В отрасли идет активный процесс «вживления» в мобильные телефоны модулей A-GPS. Например, Nokia уже более года движется в данном направлении. Постепенно модуль спутниковой навигации станет в сотовом телефоне таким же привычным, как порт Bluetooth. А остальные компоненты сервиса — электронные карты, интерфейсы, приложения — интегрированы между собой и работают уже сейчас. Интеграцию с действующими системами корпоративного управления способны выполнять либо ИТ-служба клиента, либо независимый системный интегратор. Пользовательские интерфейсы и электронные карты местности централизованно поставляет и обновляет сервис-провайдер, работающий в тесном сотрудничестве с оператором сети GSM.

Что сегодня предлагается на отечественном рынке мобильного позиционирования? МТС можно назвать безусловным лидером среди операторов «большой тройки». Услуги мобильного позиционирования «МТС-Поиск» запущены в 65% городов России, а в рамках сервиса «Мобильные сотрудники» поддерживается LBS-роуминг (на карте отслеживается местонахождение сотрудника, уехавшего в командировку в другой город). Отличиями сервиса «Мобильные сотрудники» от других услуг для корпоративного сектора являются простое подключение клиента по стандартной заявке и возможность интеграции LBS-технологии в информационную бизнес-среду предприятия (для чего используется протокол сервисно-ориентированных архитектур).

В сети «МегаФон» тоже есть подобный продукт, который доступен в нескольких регионах и ориентирован одновременно на массовый и корпоративный рынки. И только «Билайн» пока не торопится запускать доступные услуги, базирующиеся на технологии GSM-позиционирования.