Дебют промышленных систем мобильного позиционирования состоялся в России в 2004 году. Тогда заявила о себе компания RussGPS, которая разработала решения, призванные в режиме реального времени отслеживать перемещения транспортных средств. Подключившись к системе RussGPS через WAP- или Web-интерфейс, частный и бизнес-пользователь получал информацию о текущих координатах, скорости и направлении движения транспортного средства, о траектории его перемещения за определенный промежуток времени.
Чуть позже схожие по функционалу сервисы стали внедрять операторы мобильной связи. Самой близкой по духу является услуга «Мониторниг транспорта», адресованная корпоративным клиентам «Билайна». Это операторское решение помимо стандартных возможностей индустриальных GPS-приложений имеет такие полезные опции, как контроль над расходом топлива и пробега, оперативное включение/отключение аварийных сигналов, блокировка двигателя и т.д.
Достоинства корпоративных решений и операторских сервисов мониторинга, связанных с автоматизацией производственной деятельности, можно перечислять очень долго. Спектр применения кастомизированных под нужды предприятия тиражируемых систем ограничивается, пожалуй, лишь фантазией самого заказчика. В случае подписки на операторские сервисы гибкость системы несколько страдает, зато скорость внедрения новых функций становится равна времени подключения какой-либо услуги или тарифного плана. Это — прописные истины, и останавливаться на них подробнее нет смысла.
Поговорим лучше об особенностях систем мониторинга подвижных объектов, основанных на наземных и спутниковых технологиях позиционирования. Алгоритмы и методы определения координат и других пространственно-временных параметров в них — совершенно разные. Каждый способ имеет свою пользовательскую аудиторию, характерные приложения и диапазоны погрешностей значений.
Возьмем для наглядности простейший случай: автолюбитель въезжает в незнакомый город и пытается найти конкретный адрес. Разумеется, можно искать дорогу, опрашивая каждого встречного, но это не всегда эффективно с учетом особенностей движения и размеров крупных городов. Наиболее простой и современный способ — воспользоваться терминалом GPS/ГЛОНАСС и специальной навигационной программой, обращающейся к электронной карте населенного пункта. Программа сама проложит оптимальный маршрут от исходной точки движения до конечной, да еще и будет подсказывать водителю, через сколько метров предстоит поворот, к которому необходимо заранее приготовиться.
В рассматриваемом случае решающую роль играет точность определения местоположения автомобиля на карте города. Штатные средства местоопределения пользователя в мобильных сетях не годятся, поскольку обеспечивают точность не лучше 100–200 м, а на таком расстоянии в центре города зачастую расположены сразу несколько перекрестков. Точность определения координат должна составлять не более 10–15 м, что достижимо лишь с помощью средств спутниковой навигации, будь то американская система GPS или отечественная ГЛОНАСС. В принципе, спутниковые системы способны указывать еще более точное расположение объекта (с применением специальных корректирующих сигналов — вплоть до нескольких десятков сантиметров), но такая детализация вряд ли заинтересует частного потребителя.
Вдобавок глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) способна определять скорость и направление движения подвижного объекта, чего не обеспечивают сети GSM. С помощью спутников можно синхронизировать часы на объектах, удаленных друг от друга на тысячи километров, и это тоже является уникальной особенностью ГНСС. Понятно, соответствующие возможности мониторинга далеки от повседневных нужд гражданских лиц, зато отвечают насущным интересам силовых и ведомственных структур. Поэтому любая ГНСС является системой двойного назначения.
В народе сложилось твердое убеждение, что «оборотная сторона» спутниковых навигационных систем применима лишь для точного наведения ракет на объекты противника. Такому мнению способствуют «сенсационные» телесюжеты о том, что американские или российские (нужное слово подчеркнуть) военные изобрели высокоточное оружие, поражающее потенциального террориста через открытую форточку. Однако для решения вполне прозаических проблем экономики повышенная точность навигационных определений не менее важна. Контроль над состоянием магистральных трубопроводов, своевременное обнаружение деформации железнодорожного полотна, плотин, высотных зданий и сооружений Росатома, синхронизация времени и настройка часов в сетях единой энергосистемы или тех же наземных операторов связи — вот лишь некоторые примеры. Они свидетельствуют, что без ГНСС в стратегических отраслях экономики не обойтись.
Означает ли сказанное, что «приземленные» технологии позиционирования с помощью мобильных сетей не имеют коммерческих перспектив? Ответ на этот вопрос неоднозначен, так как нужно учесть множество факторов. В пользу ГНСС свидетельствуют как потребительские свойства услуг позиционирования, так и их цена: сигналы GPS и ГЛОНАСС предоставляются гражданским пользователям бесплатно. За куда менее точное определение координат в GSM-сети мобильные операторы взимают плату. Причем платить приходится и за услугу (порядка 5 руб. за разовый SMS-запрос у «МегаФона» и МТС), и за потребляемый WAP-трафик (при пользовании услугой через мобильный терминал).
С другой стороны, для подписки на услуги, основанные на местоопределении (LBS), мобильным абонентам не нужно покупать специальные устройства — технологии позиционирования относительно базовых станций поддерживаются всеми GSM-телефонами. Да и сотовые операторы накопили серьезный опыт развития добавочных сервисов, адаптировали их для разных групп пользователей, а по некоторым — набрали критическую массу подписчиков, после достижения которой возникает эффект цепной реакции подключений.
Поскольку крупнейшие производители мобильных телефонов взяли курс на встраивание GPS-модулей в свои устройства, можно предположить, что технологии GSM-позиционирования постепенно сойдут со сцены. Но этот процесс будет плавным и незаметным для абонентов — ни сами услуги, ни пользовательские интерфейсы не претерпят одномоментных изменений. Преимущество внедряемых сегодня LBS-приложений для бизнеса и частных лиц состоят в том, что они одинаково совместимы как со спутниковыми средствами навигации, так и со штатным инструментарием сетей GSM.