Процессы трансформации телекоммуникационного рынка накладывают отпечаток на деятельность компаний, поставляющих системы поддержки операций и бизнеса (OSS/BSS). В сознании российских заказчиков фирма Amdocs всегда ассоциировалась с «тяжелыми» программными решениями, которые ориентированы на нужды крупных операторов мобильной и фиксированной связи, имеющих многомиллионные базы абонентов. В активе израильского производителя — контракты с «ВымпелКомом» и «Связьинвестом» на поставку билинговых систем, а также проект внедрения CRM-системы в «МегаФоне». Неожиданно выяснилось, что с ростом бизнеса и масштабов контрактов у Amdocs проснулся аппетит к работе с небольшими телекоммуникационными провайдерами, только собирающимися покорять рынок.
На всемирном конгрессе мобильной связи MWC’2008 Amdocs объявила о создании бизнес-подразделения Network Business Unit (NBU), нацеленного на развитие отношений с начинающими игроками. Потенциальные клиенты этого департамента сосредоточены преимущественно на Ближнем Востоке, в Южной Азии и Африке. В Европе NBU обслуживает компании Transatel и Effortel, которые строят бизнес на базе модели MVNO/MVNE. Кроме того, несколько месяцев назад Effortel открыла представительство в России.
Amdocs еще несколько лет назад отказалась от прежнего позиционирования как разработчика и поставщика биллинговых решений. В 2004 году компания предложила концепцию интегрированного управления работой с клиентами (Integrated customer management, ICM), которую и взяла за основу своей маркетинговой стратегии. Сегодня Amdocs продвигает комплексные решения, призванные расширять опыт конечных пользователей, потребляющих информационные, коммуникационные и развлекательные услуги. Если раньше платформы Amdocs покрывали только функциональность систем класса BSS (биллинг, CRM, Self Care), то теперь в коммерческом фокусе производителя — весь уровень OSS/BSS, инструментарий для развертывания и эксплуатации сервисов с добавленной стоимостью (VAS) и контроля над сетевыми соединениями. Рост рыночного присутствия «сверху вниз», от приложений управления операторским бизнесом к управлению сетевыми сервисами, — во многом заслуга недавно появившегося подразделения NBU.
Первым продуктом, продвигаемым на рынок силами NBU, стал пакет Amdocs Compact Convergence (ACC). Он появился в портфеле Amdocs благодаря поглощению более года назад независимого разработчика телекоммуникационных решений Sigvalue Technologies. Набор решений сочетает в себе функционал управления сетевыми сервисами, тарификации услуг и поддержки бизнес-процессов. По сути, Amdocs Compact Convergence Suite включает в себя три тесно связанные между собой функциональные платформы, которые оснащены стандартными открытыми интерфейсами для интеграции с внешними приложениями (SOAP и XML/HTTP). Подписчики могут получить доступ к своим данным и настройкам посредством Web-сервисов, реализованных на пользовательском портале.
По словам президента департамента NBU Патрика МакГроя, решение Amdocs Compact Convergence отличается высокой масштабируемостью и универсальностью. Сервисная платформа ACC одинаково хорошо «понимает» протоколы сигнализации SS7 и SIP, а значит, с успехом может применяться в разных сетевых средах, TDM и IP. Разумеется, она отвечает требованиям технологической эволюции и поддержит оператора при переходе к сетям третьего поколения, архитектуре IMS и Web-сервисам. Патрик МакГрой отметил, что ACC смогут взять на вооружение любые операторы — от региональных телефонных компаний до владельцев магистральных транспортных сетей и WiMAX. По всему миру насчитывается 26 инсталляций ACC, самая крупная из которых позволила обслуживать 3 млн абонентов. Однако, утверждают представители Amdocs, в лабораторных условиях продемонстрирована стабильная работа с абонентской базой 12 млн пользователей.
Одно из главных требований при разработке продуктов для начинающих компаний — быстрый возврат инвестиций. В Amdocs Compact Convergence реализации этого принципа уделяется особое внимание. С помощью универсальной конвергентной платформы заказчики получают возможность проектировать и развертывать инновационные сервисы всего за несколько часов и с минимальными затратами. В базовый комплект поставки входят готовые профили 40 видов услуг, основанных на передаче голоса, данных и коротких сообщений. Биллинговые операции осуществляются в режиме реального времени. Есть модули pre-paid и post-paid, позволяющие оператору принимать платежи с любым методом оплаты, и набор средств для персонализации услуг.
О стоимости лицензии на Amdocs Compact Convergence в компании предпочитают не говорить, поскольку цена поставки складывается из очень многих факторов. В любом случае, уверяют разработчики, это более экономное решение, чем комплексные продукты OSS/BSS, рассчитанные на очень крупных заказчиков. И если по параметрам производительности платформа ACC вполне отвечает запросам компаний с многомиллионной абонентской базой, то из-за ее ограниченного функционала переход растущих операторов на более зрелые решения Amdocs рано или поздно станет неизбежным. При этом клиентам гарантируется сохранность сделанных ранее инвестиций, поскольку переходить на «тяжелые» платформы OSS/BSS можно поэтапно, сопрягая внедряемые модели с действующей системой ACC.
Главное предназначение Amdocs Compact Convergence, как и миссия всего подразделения NBU, состоит в скорейшем выводе на рынок начинающих поставщиков телекоммуникационных услуг и обеспечении их конкурентных преимуществ уже на старте. Взамен Amdocs получает не только рост клиентской базы, но и лояльность операторов, которые за короткое время могут превратиться из «старт-апов»в заметных игроков рынка.