На реализацию пяти долгосрочных бизнес-проектов под эгидой Effortel Russia будет выделено 850 млн долл. При этом объем выручки создаваемого телекоммуникационного холдинга должен возрастать фактически по экспоненте: если в 2008 году планируется заработать 51 млн долл., то через четыре года — уже 900 млн долл.

Михаил сусов: «Федеральный рынок переполнен мелкими игроками, тогда как крупные российские операторы еще не преодолели сознания провайдеров домашних сетей»

Сусов подчеркнул, что прогноз доходности сделан на основе умеренного сценария, а при благоприятной конъюнктуре рынка группа компаний в 2012 году достигнет оборота 1,5 млрд долл. Локомотивом развития бизнеса окажутся отнюдь не MVNO-проекты, о которых говорилось раньше, а деятельность мультисервисного оператора (МСО), создаваемого для работы с юридическими и физическими лицами на всей территории страны.

Все услуги планируется предоставлять под единым брендом. Для массового потребителя предполагается развернуть сети Triple Play, интерактивные мультимедийные услуги и сервисы МГМН-телефонии. Корпоративным клиентам будут предложены услуги телефонии, видеоконференц-связи, организации VPN, интеллектуальные услуги связи (в том числе с использованием номеров серии 8-800), аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и интеграция коммуникационных систем с бизнес-приложениями. Для того чтобы предоставлять МГМН-услуги, Effortel Russia собирается получить коды выбора оператора дальней связи. Заявка на присвоение кодов будет подана в соответствующие регулирующие органы уже в марте.

На первом этапе реализации своей широкомасштабной программы построения МСО Effortel сосредоточится на работе с корпоративными заказчиками и с высокодоходным сегментом домашних пользователей. К таковым Сусов относит жителей новых домов бизнес- и премиум-классов, которые в достаточном количестве возводятся во всех крупных городах страны. Зацепиться в этом привлекательном сегменте рынка, считают в Effortel, проще всего путем налаживания отношений со столичными застройщиками, поскольку тем становится тесно в Москве, и они тоже ищут выходы в регионы. В середине февраля Effortel присутствовал в 22 городах России, а к концу года его сети охватят 40 крупнейших населенных пунктов.

В 2012 году, согласно бизнес-плану, проект МСО распространится на территорию, где проживают 40% платежеспособного населения страны. К тому времени Effortel займет не менее 3% рынка услуг альтернативных операторов связи и получит абонентскую базу, состоящую из 700 тыс. частных пользователей и 55 тыс. организаций. Выручка одного только МСО в 2012 году должна составить 615 млн долл. Главная цель компании — войти в течение следующих пяти лет в десятку ведущих телекоммуникационных холдингов России.

На чем базируются столь смелые прогнозы? В первую очередь, г-н Сусов уверен в том, что более именитые конкуренты Effortel Russia (включая «Голден Телеком», «Комстар-ОТС», «Синтерру») недорабатывают в отношении формирования единого федерального бренда retail-услуг. Операторские сети представлены фрагментарно, а лидеры телекоммуникационного рынка пребывают в некотором замешательстве, вызванном перманентными организационными пертурбациями. Так что момент для начала мощной региональной экспансии — очень подходящий. Впрочем, генеральный директор Effortel Russia убежден, что даже в Москве и Санкт-Петербурге еще остались хорошие возможности для старта нового телекоммуникационного бизнеса, что подтверждают успехи таких игроков, как «Гарс Телеком» и «Арктел». А на федеральном уровне перед напористыми новичками вообще открывается непаханое поле.

«Федеральный рынок переполнен мелкими игроками, — продолжает Сусов, — тогда как крупные отечественные операторы до сих пор не преодолели сознания провайдеров мелких домашних сетей». Выбирая поставщика широкополосных услуг, потребители руководствуются ценовыми и качественными характеристиками предлагаемых продуктов, а не торговой маркой сервис-провайдера. Effortel попытается преломить эту тенденцию, предложив единый узнаваемый бренд на все виды услуг. Для их ускоренного продвижения на региональных рынках компания введет франшизную модель, в рамках которой местным операторам будут предложены использование бренда МСО, методики продаж и управления бизнесом, понятный инструментарий управления сетью, доступ к централизованным системам биллинга и OSS, выгодные условия покупки магистрального трафика Internet и услуги контакт-центра.

Важным конкурентным преимуществом создаваемого мультисервисного оператора должна стать «одна из первых настоящих NGN-сетей с передовыми инструментами мониторинга и разумным подходом к управлению капитальными затратами (CAPEX)». Протяженность собственных волоконно-оптических линий связи Effortel, на которых базируется сеть нового поколения, по словам Сусова, равняется почти 14 тыс. км. Благодаря этому МСО сможет добиться сокращения операционных затрат (OPEX) на 30–40% по сравнению с бюджетом аналогичных федеральных сетей.

Директор по развитию Effortel Russia Александр Кархов добавил, что его компания надеется построить высокомаржинальный бизнес, поскольку ей не придется делиться доходами с независимыми магистральными и зоновыми операторами связи. Все необходимые лицензии и инфраструктура предоставления сквозных услуг появятся у фирмы в самое ближайшее время.

Помимо франчайзинга Effortel намерен активно использовать другие модели освоения локальных рынков. Первая — построение бизнеса «с нуля», а вторая — поглощение самого перспективного из действующих местных игроков. Основной аргумент в пользу практики M&A (слияний и поглощений) заключается в экономии времени на развертывание сетевой инфраструктуры доступа и формирование абонентской базы. Однако Effortel интересуют только те сервис-провайдеры, которые обладают разветвленной оптической сетью доступа, поскольку иным технологиям свойственны ограничения по максимальной пропускной способности и набору сервисов.

К сегодняшнему дню новоявленный холдинг уже совершил 15 приобретений региональных операторских компаний. Деньги на будущие покупки и реализацию других инвестиционных проектов руководство Effortel планирует получить у стратегических инвесторов (в том числе одного из своих главных акционеров Леонида Меламеда), а также путем привлечения заемных средств. Немалая часть заимствований будет потрачена на брендинг — раскрутку трех суббрендов МСО Effortel, выводимых на рынки дальней связи, частных и корпоративных пользователей.

В дополнение к МСО холдинг собирается развивать четыре самостоятельных проекта. Они послужат для формирования собственной аудитории клиентов, заинтересованных в получении специализированных телекоммуникационных услуг. Речь идет о создании магистрального оператора (ему будет передана в эксплуатацию сеть дальней связи Effortel), контактного центра, провайдера широкополосного беспроводного доступа и «Контент-хауса». В 2012 году каждый из этих проектов должен принести в копилку холдинга от 30 до 180 млн долл. В частности, акционеры Effortel ожидают, что проект организации «Контент-хауса» позволит завоевать 3% отечественного рынка телевизионного контента и 12% рынка контент-услуг для персональных компьютеров. Сети ШБД начнут действовать в 67 городах присутствия компании.

Конечно, все планы руководства Effortel Russia имеют право на жизнь. Но трудно избавиться от впечатления, что программа развития бизнеса разрабатывалась на основе представления о том, что остальные конкуренты, имеющие куда более выгодные стартовые условия, будут сидеть сложа руки. Рассуждая о фрагментарности присутствия других телекоммуникационных холдингов на карте России, Сусов словно упустил из виду тот факт, что они тоже наперегонки скупают свободные активы в провинциальных городах и не жалеют на это десятков миллионов долларов. Нельзя исключать и того, что руководство Effortel сознательно инициирует агрессивный, вызывающий «пиар», дабы подвигнуть лидеров российского рынка на поглощение самой компании. В любом случае о серьезности намерений новорожденного возмутителя спокойствия можно будет судить лишь после опубликования первого годового отчета о его деятельности на российском рынке.


Планов громадье

К 2012 году Effortel Russia планирует:

  • попасть в Top 5 ведущих альтернативных проводных операторов страны;
  • зарабатывать 900 млн долл. в год;
  • достичь капитализации 1,5 млрд долл.;
  • обслуживать 700 тыс. домовладений и 55 тыс. корпоративных заказчиков;
  • захватить 3% рынка телевизионного контента и 12% рынка контент-услуг для ПК.