Хотя сам термин «IP-коммуникации» появился в названии конференции три года назад, в тематике этих ежегодных мероприятий четко прослеживается тенденция перехода от обсуждения исключительно IP-телефонии к проблемам IP-коммуникаций и, далее, IP-сервисов.
Неизбежность повсеместной миграции на технологии IP уже не вызывает сомнений у всего телекоммуникационного сообщества, поэтому заметное расширение круга вопросов, обсуждавшихся на осенней конференции, представляется вполне логичным. Стремительное проникновение пакетных технологий в самые разные сферы телекоммуникаций можно трактовать как своеобразную «диверсификацию», которая заставляет рассматривать проблемы развития инфраструктуры, построения коммуникационных приложений, внедрения новых сервисов и изменения самой бизнес-модели операторов в проекции на возможности, появляющиеся благодаря IP-технологиям.
Новые черты IP-трансформации
Как отмечают организаторы конференции, по насыщенности программы она превзошла все предыдущие мероприятия. Ее тематика простиралась от проблем миграции из TDM- в IP-сети (см. также «Сети», 2007, № 15, статья «Неразрушающая миграция») и построения защищенной сервисной инфраструктуры общего пользования до центров обработки вызовов, IP-телевидения и сервис-ориентированной архитектуры (SOA).
Такое разнообразие объясняется особенностями современного этапа IP-трансформации. Для корпоративных заказчиков протокол IP стал стандартом де-факто. Как отметил при открытии конференции генеральный директор CompTek Андрей Бряндинский, дополнительные сервисы, которые появляются в компаниях благодаря внедрению IP-технологий, значительно повышают продуктивность работы сотрудников, так что обоснование необходимости соответствующих инвестиций уже не представляет собой серьезной проблемы. Более того, интересы российских корпоративных клиентов практически полностью переместились от развертывания и развития инфраструктуры к коммуникационным приложениям и, что еще важнее, к их интеграции с бизнес-процессами предприятия для повышения эффективности его работы.
Не последняя роль в этом принадлежит архитектуре SOA, которая разрабатывалась как новый фундамент создания и интеграции корпоративных приложений, но в последнее время получила постоянную прописку и в области телекоммуникаций. Возможность реализации с ее помощью слабо связанных Web-сервисов открывает путь к решению хорошо известной проблемы функционально избыточного программного обеспечения. В отличие от доминирующего ныне подхода, модульное построение коммуникационных приложений позволяет добавлять и удалять функции и сервисы по мере необходимости.
Изменение приоритетов заказчиков, с одной стороны, открывает невиданные перспективы перед поставщиками коммуникационных решений и услуг для корпоративных клиентов, а с другой, требует радикальной перестройки их деятельности, в том числе привычных, опробованных на практике бизнес-моделей. И этот процесс уже начался.
Скажем, в апреле 2005 года Avaya решила радикально изменить направление своего развития: основной упор был сделан на разработку приложений для бизнес-коммуникаций. Смена курса Avaya, являвшейся одним из лидеров мирового рынка учрежденческих АТС, стала для рынка полной неожиданностью. Сначала настойчивые утверждения топ-менеджеров о превращении Avaya в «софтверную» компанию воспринимались как парадокс. Но на конференции руководитель группы предпродажной подготовки ее российского представительства Георгий Санадзе сообщил: если в 2005 году чисто программные решения приносили 28% совокупного оборота фирмы, то в 2007 году их доля выросла до 70%.
Пример Avaya — вовсе не исключение из правила, поскольку основные конкуренты этой компании тоже продвигаются к созданию коммуникационных приложений. Надо ли говорить, что данный процесс неизбежно затронет и операторов связи.
У владельцев сетей общего пользования, предоставляющих услуги частным абонентам, — ситуация иная. Значительная часть населения России довольствуется простейшими вариантами телефонной связи, а проникновение IP-технологий, в первую очередь, связано с услугами высокоскоростного доступа к Internet. Однако технологии IP-телефонии, несмотря на значительные колебания позиции отечественного регулятора по данному вопросу, уверенно пробивают себе дорогу к частным пользователям. Весьма обнадеживающе прозвучало заверение Дмитрия Милованцева, заместителя Министра информационных технологий и связи РФ: «Мы будем стараться, чтобы регулирование не отставало от технологических тенденций и было дружественным к компаниям, работающим на российском рынке». Можно предположить, что такая формулировка едва ли не впервые прозвучала из их уст высших руководителей Мининформсвязи.
Универсальное взаимопроникновение
Дорога IP-технологий к массовому абоненту пролегает через снижение стоимости услуг дальней связи и обеспечение разнообразия сервисов. Со вторым обстоятельством связана тенденция, озвученная председателем исполкома Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) Аркадием Кремером: зарождающаяся модель предоставления услуг приводит к постепенной утрате смысла классификации, в соответствии с которой клиенты делятся на частных и корпоративных.
Размывание границ наблюдается и в другой плоскости — деления абонентов по типу сетей связи (фиксированная/мобильная), и причинами этого опять-таки являются разнообразие и взаимопроникновение коммуникационных услуг. Вслед за мобильным доступом к Internet обладателям сотовых терминалов становятся доступны услуги учрежденческой АТС, мобильного телевидения и т.п. А, скажем, крупные европейские мобильные операторы Vodafone и O2 планируют до конца текущего года приступить к оказанию услуг фиксированной связи. За таким шагом неизбежно последуют создание единых служб работы с абонентами и единых интерфейсов для пользователей сетей фиксированной и мобильной связи.
Сращивание и взаимопроникновение сетей и сервисов нашло органичное воплощение в концепции унифицированных коммуникаций (Unified Communications), нацеленной на ускоренную интеграцию разных сетей и приложений. В последние пару лет невиданными темпами набирает популярность идея объединения IP-телефонии, служб мгновенного обмена сообщениями, аудио- и видеоконференц-связи, голосовых приложений и обеспечения доступа к ним вне зависимости от типа абонентского коммуникационного устройства. Воплощению в жизнь этой концепции призвано содействовать внедрение технологий и систем универсальной нумерации (точнее, идентификации абонента), известных как ENUM. Работы по развертыванию опытной зоны ENUM являются одним из двух важнейших проектов, выполняемых АДЭ по поручению Мининформсвязи.
Приоткрывая завесу
Готовность России приступить к внедрению концепции ENUM, впервые увидевшей свет за рубежом, отражает ее стремление следовать, пусть и с отставанием, общемировым тенденциям развития отрасли. Несомненный интерес представляют прозвучавшие на конференции анализ таких тенденций и вытекающие из него прогнозы развития рынка IP-коммуникаций.
По мнению Санадзе, одна из тенденций связана с утверждением протокола SIP как стандарта де-факто организации мультимедийных коммуникаций в IP-сетях. Несмотря на пока еще присущие данному протоколу функциональные ограничения, безусловное доминирование SIP влечет за собой унификацию аппаратных платформ. Недалек тот день, когда SIP-телефоны и коммуникационные серверы будут взаимодействовать друг с другом вне зависимости от их производителя. Коммуникационное ПО также потеряет привязку к конкретной аппаратной платформе конкретного поставщика, а будет загружаться на произвольный сервер — подобно тому, как уже давно делается в мире ИТ. Более того, через какое-то время в коммуникационной инфраструктуре исчезнут медиа-шлюзы, а SIP-телефоны удастся подключать к серверам напрямую.
Активное распространение протокола SIP будет иметь и другое следствие: операторы начнут организовывать и предоставлять клиентам SIP-транки, опять же для непосредственного подключения к ним коммуникационного оборудования. Еще один прогноз связан с нарастанием вычислительной мощности и ростом функциональности SIP-телефонов. Уже сегодня одиночный телефон может играть роль небольшого коммуникационного сервера. Не исключено, что со временем эта возможность станет активно использоваться, что позволит строить голосовые системы на базе одноранговых сетей с распределением серверной функциональности между несколькими телефонами. Помимо упрощения архитектуры несомненными достоинствами таких сетей станут практически 100-процентная неуязвимость к нештатным ситуациям и отсутствие перерывов в предоставлении сервисов.
Продолжающийся рост производительности серверов на фоне падения цен приведет к концентрации услуг на единой платформе: все разнообразие коммуникационных приложений можно будет реализовать на одном сервере, который, по сути, станет сервером SIP-приложений. Такая архитектура надежнее и проще в реализации применяемых ныне выделенных коммуникационных серверов либо платформ, привязанных к одному производителю. Можно представить себе сценарий, в соответствии с которым в одно шасси будут устанавливать blade-серверы разных производителей, функционирующие как разные коммуникационные серверы.
Сейчас некоторые из таких прогнозов кажутся фантастическими. Но ведь и IP-телефония лет десять назад, когда CompTek проводил первые конференции на эту тему, казалась лишь прекрасной идеей, безнадежно далекой от практики. За прошедшие годы ситуация изменилась кардинально. Видимо, стоит запастись терпением — всему свое время.