Деятельность мобильных сотрудников связана с обменом информацией, которая является основой принятия управленческих решений, поэтому теперь к ИТ-стратегии компаний добавились вопросы выбора и использования мобильных устройств.
Как рассказала директор по маркетингу Softline Consulting Services Юлия Абрамова, исследования свидетельствуют, что 70% российских предприятий подумывают об организации мобильной работы своих сотрудников. Принятие решения о развертывании системы мобильного доступа исходит, прежде всего, от бизнес-специалистов, а не от ИТ-подразделений. Обычно доступ обеспечивается ограниченной группе сотрудников (топ-менеджерам, работникам отдела продаж или логистики), часто покидающих офис.
Для получения доступа к корпоративным ресурсам необходимы специализированные технологии, понятные бизнес-пользователям. В свою очередь, ИТ-специалисты должны быть уверены в безопасности и управляемости мобильного доступа. При выборе решения следует учитывать поддержку политик безопасности, совместимость с уже работающими корпоративными приложениями. Требуется и разграничение прав пользователей: одним разрешается только работа с почтой, другим обеспечиваются полное управление папками почтового клиента, просмотр вложений, синхронизация с календарем и т.д.
Как правило, для решения корпоративных задач необходимо сочетание надежности базовой платформы и гибких средств разработки. Специалисты Softline рекомендуют заказчикам выбирать пакет Nokia Intellisync Mobile Suite (IMS). В начале 2006 года финская корпорация Nokia приобрела американскую компанию Intellisync, занимавшуюся разработкой приложений для передачи неголосовых сообщений по беспроводным сетям. Решения Intellisync дали подразделению Nokia Enterprise Solutions Business Group возможность расширить спектр предлагаемых им корпоративных решений.
Система Nokia IMS представляет собой гибкую, простую в управлении, легко масштабируемую платформу. Она может применяться организациями разного типа — средними и крупными компаниями, сервис-провайдерами. По сравнению с предшествующими версиями, в IMS 8.0 включены новые варианты установки, доработанный пользовательский интерфейс, расширена совместимость с корпоративными приложениями, появились дополнительный функционал управления мобильными устройствами и более мощные механизмы информационной защиты.
Особенностью решения является поддержка широкого круга почтовых серверов (MS Exchange, Lotus Domino, Novell Groupwise и др.) и множества мобильных устройств на разных платформах (Windows Mobile, Palm, Symbian). В программный пакет входят готовые коннекторы для интеграции с критически важными бизнес-приложениями.
Для получения мобильного доступа к корпоративным ресурсам на базе IMS сотрудники могут использовать имеющиеся у них мобильные устройства или выбрать модель по своему вкусу. Информация внутри системы передается в зашифрованном виде, доступ к ней закрыт паролем, а при замене SIM-карты клиент Intellisync, установленный на телефоне, просто не загружается.
Пакет Nokia IMS состоит из четырех независимых модулей, которые могут использоваться как совместно, так и по отдельности.
Модуль Nokia Intellisync Wireless Email предназначен для синхронизации электронной почты и личных данных (календаря, задач, контактов) с корпоративным почтовым сервером.
Nokia Intellisync File Sync обеспечивает двустороннюю синхронизацию: при изменении файлов в корпоративной сети автоматически обновляются файлы на удаленных устройствах, а при изменении информации на мобильном устройстве файлы сразу переносятся на сервер корпоративной сети.
Модуль Nokia Intellisync Application Sync обеспечивает виртуализацию взаимодействия клиента с прикладными системами, такими как CRM, ERP, Web-приложения.
При помощи модуля Nokia Intellisync Device Management системные администраторы могут контролировать все составляющие мобильной среды и управлять ими. Доступны механизмы настройки правил защиты, удаленное обновление ПО, автоматическое резервное копирование. В случае пропажи мобильного устройства администратор способен заблокировать его, полностью стереть хранимые данные или восстановить заводские настройки.
На отечественном рынке отрицательными особенностями продукта могут стать отсутствие поддержки русского языка и использование алгоритмов криптозащиты трафика, не соответствующих ГОСТам. Безусловно, эти факторы будут сдерживать продвижение в госсекторе и крупных производственных структурах решений Nokia для организации мобильного доступа.
Смартфоны побеждают
Группа SmartMarketing провела исследование российского рынка беспроводных устройств доступа (смартфонов, коммуникаторов и КПК). Согласно опубликованным данным, общий объем продаж этих устройств в первом полугодии 2007 года составил 990 тыс. штук (за соответствующий период прошлого года продано 372 тыс. штук). Рынок сохраняет высокие темпы роста, что обусловлено, прежде всего, тенденцией замещения устаревающих терминалов на новые и распространением навигационных систем GPS.
В первой половине года наблюдался наибольший спрос на смартфоны (66,2% общего объема продаж), за которыми следовали коммуникаторы (27,6%) и КПК (6,3%). Динамика развития рынка демонстрирует продолжающееся сокращение сегмента карманных ПК и опережающий рост сегмента смартфонов, что связано с активной маркетинговой деятельностью Nokia. Свой вклад в популяризацию смартфонов в России вносит и Sony Ericsson.