Группа компаний «2Ком» работает на московском телекоммуникационном рынке уже 15 лет. В 1998 году она одной из первых начала предоставлять массовые услуги доступа к Internet по технологии Ethernet. Однако все эти годы «2Ком» действовала на ограниченной территории, и сейчас ее сеть объединяет 850 домов, расположенных в 10 административных районах Западного и Юго-Западного округов. В Юго-Западном округе, по данным J’son&Partners, фирма занимает второе место в рейтинге местных домовых сетей. Число ее абонентов не превышает 25 тыс., причем уровень проникновения ШПД-услуг в подключенных домах составляет 15–25%.
В Юго-Западном округе «2Ком» построила собственную опорную сеть протяженностью 35 км. Разумеется, перечисленных ресурсов недостаточно, чтобы реализовать амбициозные планы развития бизнеса «2Ком» в других районах столицы. Для их выполнения группа задействует ресурсы магистрального оператора «Сетел», охватившего собственной оптоволоконной сетью (протяженностью 400 км) почти всю территорию Москвы. К сети «Сетела» подключены примерно 1 тыс. зданий в 25 районах города. Это — и есть плацдарм общемосковского наступления «2Ком».
Использование магистралей «Сетела» стало возможным благодаря обмену активами между владельцем «Сетела», многопрофильным российским холдингом «Тайсу», и районным Internet-провайдером. Сделка состоялась осенью, ее подробности не раскрываются. Кстати, сеть «Сетела» изначально создавалась для удовлетворения внутренних телекоммуникационных нужд «Тайсу», но впоследствии этот ведомственный оператор вышел на публичный рынок с большим набором услуг для корпоративных клиентов и бизнес-центров.
«С юридической точки зрения на рынке по-прежнему будут действовать две самостоятельные компании — «2Ком» и «Сетел». Сохранятся и одноименные бренды: первый — для массового рынка домашних подключений, второй — для корпоративных клиентов. Управление обеими сетями станет осуществляться из единого центра на базе «Сетела», которому мы перепоручили эксплуатацию 35 км нашей опорной сети», — заявил генеральный директор «2Ком» Александр Хенкин.
Он также сообщил, что в районах, где «Сетел» уже построил свои узлы, «2Ком» начнет активно развивать сети доступа. На данные цели в 2008 году планируется израсходовать 10–15 млн долл.
В ближайшее время «2Ком» начнет операции в столичных районах Измайлово и Отрадное, а также совершит стратегический бросок в «спальные» районы на севере Москвы. К концу будущего года фирма планирует подключить к своей сети примерно 1 тыс. новых зданий и нарастить абонентскую базу до 60 тыс., что, по оценкам Хенкина, и будет означать захват 5% московского рынка широкополосных подключений. Сделать это непросто — все равно, что взять столицу приступом. Для выхода в новые районы провайдеру придется преодолеть многочисленные административные барьеры, а главное, выиграть ценовую дуэль с повсеместно присутствующими лидерами московского рынка ШПД.
Кому бросает вызов «2Ком»
Аналитическое агентство IKS-Consulting опубликовало данные о московском рынке домашних широкополосных подключений в III квартале 2007 года. Совокупная абонентская база увеличилась на 160 тыс. и достигла 1,51 млн, а уровень проникновения услуг ШПД составил 38% общего количества московских домохозяйств.
По размеру абонентской базы лидерство на рынке (30%) по-прежнему удерживает «Комстар-Директ» («Стрим»), хотя его доля сократилась на 1% из-за опережающего роста конкурентов. Самым динамичным стал провайдер «Корбина Телеком», привлекший 48 тыс. абонентов (это — почти треть всех новых подключений). К концу квартала «Корбина» обслуживала 16% московских пользователей, «Акадо» — 11%, NetByNet — 8%, «Центральный Телеграф» (Qwerty) — 7%.