Организаторами форума были один из ведущих разработчиков рекомендаций для операторов связи TM Forum и консалтинговая компания Ernst&Young. Это — уже вторая конференция такого рода, которая, как заявляют организаторы, отныне будет проводиться ежегодно.
На состоявшейся в рамках TeleEvo 2007 пресс-конференции Вадим Балашов, руководитель группы телекоммуникаций компании Ernst&Young в странах СНГ, отметил, что нынешний форум характеризуется двукратным ростом числа участников (60% из них представляют операторов связи), увеличением числа докладов и учебных тренингов, расширением круга затронутых проблем.
Влияние трансформации мировой телекоммуникационной индустрии на бизнес региональных операторов, источники конкурентных преимуществ в новых условиях, разработка долгосрочных стратегий, бизнес-моделей и инвестиционных проектов — такими были основные темы форума.
К числу феноменов, преобразивших облик Internet в последние годы, следует отнести социальные сети и потоковое видео. Их бурное развитие сулит телекоммуникационным компаниям увеличение доходов, но одновременно порождает новые проблемы. По данным президента TM Forum Мартина Кринера, которые он привел в пленарном докладе, сейчас 6,5% Internet-трафика связаны с социальными сетями. Их появление сформировало перспективную рекламную площадку: если в 2005 году мировой объем рекламы, размещаемой в социальных сетях, оценивался в 445 млн долл., то в текущем году он прогнозируется на уровне 1,6 млрд долл. Еще стремительнее развиваются услуги потокового видео: за 2005–2007 годы объем соответствующего трафика вырос в 22 раза.
Ответ на новые вызовы
Появление новых сервисов во Всемирной паутине приводит к усложнению цепочек генерации добавленной стоимости при предоставлении услуг связи. Причины — увеличение числа участников рынка, взаимодействующих с потребителями услуг, и переход инициативы генерации контента от провайдеров к пользователям. В изменившихся условиях сервис-провайдерам предстоит выбрать один из двух основных сценариев: оставаться поставщиками транспортных каналов либо занять позицию активного управления разными сервисами. Надо ли говорить, что руководители TM Forum настоятельно ратуют за второй сценарий?
К счастью, работа консорциума не ограничивается абстрактными сентенциями. Как неоднократно отмечалось на TeleEvo 2007, в решении возникающих проблем операторы связи могут рассчитывать на самую деятельную поддержку TM Forum. Консорциум хорошо известен телекоммуникационному сообществу как создатель стандартов управления сетями связи (Telecommunication Management Network, TMN) и разработчик соответствующей архитектуры. В последние годы эта организация, объединяющая более 600 компаний из 65 стран, значительно обновила и расширила сферу деятельности. Теперь она позиционирует себя как ведущий источник стратегических рекомендаций и практических решений, служащих для повышения эффективности управления и работы предприятий, предоставляющих услуги в областях информации и связи.
В документе TM Forum Technical Strategy изложен взгляд экспертов на ключевые направления развития современных телекоммуникационных технологий и даны рекомендации, которых операторам имеет смысл придерживаться при разработке собственной технической политики. Неоднократно на форуме упоминался проект Prosspero, в рамках которого созданы прикладные программные интерфейсы, реализующие принцип Plug & Play. Выполненные в виде готовых программных модулей, например для систем OSS/BSS, эти интерфейсы могут быть загружены с портала Prosspero наряду с полным комплектом средств тестирования.
Компонентный принцип
Активное управление многообразными услугами предполагает организацию единых бизнес-процессов между всеми участниками цепочки генерации добавленной стоимости, переход на единую платформу сквозного управления абонентскими устройствами, обеспечение надежного предоставления услуг, внедрение механизмов их совершенствования и т.д. Центральное место отводится концепции компонентизации услуг. В ее основе — идея расчленения услуг на составные части и комбинирования последних для формирования широкого спектра более сложных сервисов. В идеале, комбинирование на основе каталога компонентов должно быть доступно самому абоненту, задачами же оператора станут построение инфраструктуры, поддерживающей технологию компонентизации.
Описанный подход, который пока далек от реализации, созвучен принципам сервис-ориентированной архитектуры (SOA), постепенно получающей статус доминирующей методологии разработки корпоративных информационных систем. Применительно к услугам связи принципы компонентизации изложены в концепции систем поддержки эксплуатации сетей следующего поколения NGOSS (Next Generation Operations Support System), разработанной TM Forum.
Стоит упомянуть и о модели eTOM, позволяющей классифицировать по категориям все типы бизнес-процессов операторов связи. По сути дела, она представляет собой карту бизнес-процессов и уже сегодня активно применяется операторами для комбинирования составных элементов и формирования сквозных бизнес-процессов, охватывающих нескольких участников цепочки генерации добавленной стоимости. Разработку в стенах TM Forum модели eTOM следует воспринимать как ответ на появление многочисленных новых рыночных игроков и обусловленное этим усложнение цепочек предоставления услуг.
В последнее время TM Forum уделяет пристальное внимание отслеживанию степени удовлетворенности абонентов и уменьшению уровня их оттока. Один из инструментов, созданных для этой цели, получил название Net Promoter Score (NPS). Сегодня он активно используется крупнейшими западными телекоммуникационными компаниями, в том числе Orange, Vodafone и T-Mobile.