Калугу, расположенную в двух часах езды от столицы, не зря называют «колыбелью космонавтики». Именно в этом городе ее основоположник Константин Циолковский построил в конце XIX века специальный туннель для измерения аэродинамических показателей летательных аппаратов. В нынешнем году отмечается 150-летний юбилей Циолковского. К этой дате ГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» (РНИИ КП) приурочило создание муниципального унитарного предприятия «Единая диспетчерская служба» (ЕДС), которое будет использовать возможности спутниковой навигации в интересах города.
В Калуге отмечались серьезные проблемы с организацией пассажирских перевозок и вывозом бытового мусора. Сейчас в центр мониторинга ЕДС в режиме реального времени поступает информация о местоположении более 200 автобусов и троллейбусов, работающих на городских маршрутах. Машины оборудованы специальными датчиками, которые через спутник передают информацию в диспетчерскую. Имея на дисплее полную картину ситуации на дорогах, диспетчер может оперативно реагировать на поломки транспорта или отклонения от графика движения. Для обеспечения безопасности пассажиров в кабинах водителей установлены тревожные кнопки, при нажатии которых сигнал моментально поступает на диспетчерский пульт.
В качестве навигационных устройств на городском транспорте используют приемники ГЛОНАСС/GPS российского производства. Телематический модуль стоит 10–30 тыс. руб., его закупки осуществляются по конкурсу. Сейчас в Калуге действуют 222 навигационных блока, из которых 115 установлены на троллейбусах (самый распространенный вид городского транспорта), 41 — на автобусах, 31 — на мусоровозах, 27 — на машинах для уборки улиц. В ближайшее время блоки навигации установят и на снегоуборочной технике.
После определения местоположения движущегося объекта его координаты передают по GPRS-каналу и Internet в базу данных диспетчерского центра. Эти сведения выводятся на электронные карты, заносятся в информационные таблицы и хранятся в течение года, что позволяет составлять отчеты, вести статистику, анализировать работу транспорта. Отчет помогает выяснить, сколько времени автобус работал на маршруте и стоял, сколько километров проехал и сколько израсходовал топлива, не превышал ли скоростной режим. Эти данные можно сравнить с показаниями спидометра и предъявленными водителями чеками на оплаченное топливо.
Таким образом, город получил возможность контролировать исполнение работ, выполняемых по его заказу. Услуги определения координат одного транспортного средства ежемесячно обходятся городскому бюджету в 500 руб., и примерно столько же стоит аренда навигационных блоков.
В Калужской области в проекте «Школьный автобус» используется спутниковая навигация. С ее помощью отслеживается движение 150 автобусов, развозящих по школам учеников из отдаленных деревень. Спутниковый мониторинг транспорта внедряется в рамках областной целевой программы «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области».
Основной целью программы является создание интегрированной региональной информационной системы (ИРИС) Калужской области. Она будет собирать космические снимки, данные аэрофотографии и наземной съемки, бумажных и электронных карт, архивную, статистическую и аналитическую информацию. В состав ИРИС войдут распределенная сеть информационно-аналитических и ГИС-центров, региональная система высокоточной навигации на основе ГЛОНАСС/GPS, система спутникового мониторинга транспорта и комплекс территориального планирования.
С помощью технологий спутниковой навигации реализуются 14 постоянных проектов. В их числе — мониторинг сельского хозяйства, транспорта и логистики, опасных объектов и грузов, контроля над наркосодержащими культурами, оповещения населения о пожарах и других чрезвычайных ситуациях.