Видеоконференц-связь активно проникает в корпоративные сети, но обходит стороной сотрудников, работающих на дому. Среднестатистический надомный работник довольствуется, в лучшем случае, посредственной видеосвязью, хотя при просмотре видеофильмов на широкоформатных экранах с поддержкой HD-видео можно получать потрясающе реалистичные картинки.
Стоимость новейшей системы телеприсутствия, измеряемая сотнями тысяч долларов, означает, что она слишком дорога для установки всем подряд. Исключение составляют лишь сотрудники, представляющие особую ценность для компании. Разработчики пытаются «залатать дыры» в сегменте оборудования ВКС, предназначенного для тех работников, которые сегодня используют для организации видеоконференц-связи примитивные системы. Производители предсказывают, что благодаря улучшению кодеков и снижению стоимости аренды каналов связи домашние технологии телеприсутствия со временем кардинально изменятся.
Пока системы, обеспечивающие реалистичную видеосвязь, очень недешевы. Например, одноэкранная версия Cisco TelePresence 1000 стоит 79 тыс. долл., а трехэкранное решение Cisco TelePresence 3000 — 299 тыс. долл. Лишь некоторые представители бизнеса могут иметь такие системы на дому. Например, фирма Telanetix, изготавливающая цифровое оборудование для видеоконференций, утверждает, что одна из компаний-клиентов устанавливает студию телеприсутствия в доме своего генерального директора.
Telanetix специализируется на системах для топ-менеджеров, которые имеют меньшие дисплеи и количество экранов, чем полноценная система телеприсутствия, ориентированная на оснащение переговорных комнат. При этом они поддерживают все возможности более дорогого и масштабного решения, утверждает Рик Оно, президент и операционный директор Telanetix. Единовременные затраты порядка 40 тыс. долл. плюс ежемесячная плата за аренду линии Т1, обеспечивающей доступ к дому руководителя, — вот и все, что требуется от пользователя.
У компании Polycom тоже есть модель класса hi-end, рассчитанная на единичного пользователя. «Система HDX-4000 стоит 8 тыс. долл., что также не подходит для обычного надомного работника, — говорит Марио Маседо, директор департамента оборудования для видеоконференц-связи Polycom. — Такие продукты действуют преимущественно в банках и сфере страхования, предоставляя клиентам филиалов финансовых учреждений возможность «вживую» общаться с агентами по займам и экспертами центрального офиса».
Есть и гораздо более дешевые возможности визуального общения, конечно, если его цель состоит лишь в получении изображения человека на экране. Надомные работники участвуют в корпоративных видеоконференциях с помощью Web-камер и ПК, подключенного к Internet через DSL-каналы. В таких случаях картинка передается с небольшими задержками, отличается малыми размерами, а движения собеседника оказываются прерывистыми.
Пример домашней системы ВКС — программный клиент PVX от Polycom, оснащенный видеовыходом на ПК. Он дает возможность удаленным пользователям подключаться к «старшему» оборудованию из семейства RXP для организации видеоконференций. Стоимость PVX составляет 200 долл. за лицензию. При этом оборудование RPX поддерживает стандарты SIP и Н.323, что позволяет другим клиентам легко присоединяться к RXP-сессиям.
Надомные работники находятся в заведомо менее выгодном положении, чем их офисные коллеги. А значит, перед производителями расстилается непаханое поле усовершенствования устройств, обеспечивающих дистанционное присутствие индивидуальных пользователей. Как отмечает IDC, интерес заказчиков к таким продуктам постоянно растет, хотя число проданных устройств пока очень мало по сравнению с количеством других сетевых устройств категории SOHO. Согласно исследованию IDC «Прогноз и анализ технологий телеприсутствия на 2007–2011 годы», в прошлом году было поставлено только 250 конечных точек дистанционного присутствия, до конца нынешнего года их число составит порядка 770, а в 2011 году — 9825.
«Для того чтобы удаленные работники могли участвовать в рабочем процессе на равных с теми, кто находятся в офисах, необходимо уменьшить затраты на пропускную способность внешних каналов связи и улучшить качество сервиса. Качество сети — ключевое требование передачи голоса и видео в режиме реального времени», — резюмирует Рик Оно. Вместе с тем, отмечает аналитик Forrester Research Клэр Скули, пропускная способность домашних каналов связи ограничена физическими возможностями линий DSL и кабельных модемов, а трафик подвержен неконтролируемым задержкам пакетов в Internet.
Качество домашнего видеооборудования тоже нуждается в улучшении. Особенно это касается кодирования видеопотоков. Чем эффективнее алгоритмы сжатия, используемые кодеками, тем лучше качество картинки при одинаковой пропускной способности канала.
По словам Рика Оно, при наличии только оборудования для проведения Web-конференций иллюзия присутствия собеседников в одной виртуальной комнате пропадает. Камеры систем телеприсутствия, передающие качественные изображения, размещают так, что участники сеанса связи при разговоре смотрят друг другу в глаза. Web-камеры, устанавливаемые на ПК, не дают такого эффекта. Они располагаются в верхней части монитора, и когда удаленный пользователь смотрит на собеседника, последнему кажется, что тот прячет глаза. «Механизмы невербального общения оказываются неприменимыми», — заключает президент Telanetix.
«Приложения телеприсутствия незаменимы, когда нужно увидеть каждую морщинку на лице собеседника и выражение его глаз», — подчеркивает аналитик Forrester. Для того чтобы такую возможность получили удаленные телеработники, индустрия должна сделать огромный шаг вперед. Придется усовершенствовать видеокодеки, создать технологии недорогих подключений, обеспечивающих QoS, удешевить выпуск широкоэкранных дисплеев высокой четкости. А на это нужно время. «Процесс идет, качество продуктов улучшается, — заявляет Оно. — Можно надеяться, что технологии телеприсутствия придут в домашние сети менее чем через 10 лет».