Жизнь набирает темп, бизнес не терпит плавного течения времени и заставляет постоянно ездить на встречи и переговоры в разные города и страны. Об отпуске даже страшно подумать, ведь сколько всего может произойти, пока вы загораете под ярким солнцем! Отправив жену с детьми в номер и сказав им, что идете в бар расслабиться, вы тайком звоните по мобильному телефону коллегам, подгоняемый желанием хотя бы виртуально оказаться на рабочем месте. Знакомая картина? Тогда послушайте сказку о мобильном сотруднике, который живет в ладу с семьей, выполняет работу эффективно и с удовольствием, да к тому же находит время для личных интересов.
Один день из жизни бизнес-менеджера
После привычного подъема в 7 часов утра Михаил собирался в командировку. Звонок клиента из компании ABC на мобильный застал его в ванной комнате. Клиент попросил к 10 часам прислать электронную версию договора с учтенными замечаниями. Поняв, что по московским пробкам придется долго добираться в офис и времени на подготовку договора не останется, Михаил спокойно выпил чашку кофе, включил ноутбук, вышел в Internet и c помощью VPN-клиента безопасно соединился с корпоративной сетью. Он получил типовую версию договора, внес поправки и назначил на 9 часов в своем почтовом клиенте совещание (посредством MeetingPlace) с юристами, бухгалтерией и прочими «согласующими» службами.
В назначенное время по ссылке в автоматически сгенерированном и присланном ему электронном письме Михаил зашел в MeetingPlace, открыл для всех участников исправленный договор и подключился через программный IP-телефон (скажем, Cisco IP Communicator) к аудиоконференции. Все участники совещания проделали то же самое, и на экранах их компьютеров появился один и тот же документ. Они смогли по очереди править его и обсуждать по программному или аппаратному IP-телефону все изменения. Согласовав договор, Михаил своевременно отослал его клиенту.
Затем наш герой отправился в петербургский офис компании. Перед выездом он переадресовал список важных вызовов на мобильный телефон, а остальные перенаправил на голосовую почту. Уже в экспрессе Михаил неоднократно подключался по телефону через GPRS и VPN к офисной сети и скачивал голосовые сообщения в ящик электронной почты как прикрепленные звуковые файлы.
В петербургском офисе Михаил нашел свободное рабочее место и, воспользовавшись функцией Extension Mobility, зарегистрировался на установленном там IP-телефоне. Благодаря Extension Mobility он получил на этот аппарат не только собственный внутренний номер, но и все привычные настройки московского телефона. Поняв, что не сможет постоянно находиться рядом со стационарным телефоном, Михаил переадресовал входящие вызовы одновременно на свой мобильный и на стационарный телефон. Теперь вызов примет тот из них, который Михаил поднимет первым. Мало того, увидев вызов на экране мобильного, он сможет подойти к рабочему месту и «перехватить» звонок на стационарный телефон, чтобы сократить расходы на мобильную связь в роуминге.
До встречи с питерским клиентом оставалось совсем мало времени, когда Михаил получил на электронный почтовый ящик факс от компании АВС в виде прикрепленного графического файла. Факс содержал подписанный договор и просьбу начать работы сегодня же. Однако инициировать процесс можно было лишь после получения бухгалтерией заверенного договора, поэтому Михаил отослал его (как электронное письмо) в московский офис со своими комментариями.
Тем временем ему позвонили из компании АВС, и звонок поступил на двухдиапазонный (GSM + Wi-Fi) смартфон Nokia E-серии. В это время Михаил находился в офисе, где действует сеть Wi-Fi. Звонок по умолчанию переключился на программный IP-телефон, установленный на мобильном аппарате. Понятно, что стоимость такого вызова равна нулю. Беседуя с клиентом, Михаил отправился в питерский филиал все той же АВС. Так как радиус распространения Wi-Fi-сигнала невелик, вскоре мобильный телефон переключился на GSM-связь без прерывания соединения. Клиенты из АВС сообщили, что довольны работой Михаила, а потому и впредь намерены взаимодействовать с ним и его компанией. Каково же было их удивление, когда они узнали, что с момента утреннего звонка Михаил решил ряд важных задач, так и не появившись в головном офисе!
Вечером Михаил немного отдохнул в гостинице и, будучи человеком творческим, стал придумывать новые продукты и услуги, которые могут принести дополнительный доход его компании. Ему понадобились консультации с коллегами и доступ к корпоративным ресурсам, содержащим результаты анализа рынка, предыдущие отчеты и законодательную базу. Как и утром, он подключился через Internet к корпоративной сети и получил необходимые документы, а затем, воспользовавшись короткой внутренней нумерацией, позвонил через IP-Communicator сослуживцам.
Когда трудовой запал Михаила остыл, он позвонил на домашний IP-телефон, оснащенный Web-камерой, и в режиме видеозвонка пожелал семье спокойной ночи. Раньше его жена была недовольна частыми командировками мужа, но теперь относится к ним гораздо спокойнее, поскольку почти в любой момент может увидеть супруга по IP-телефону и убедиться, что с ним все в порядке.
Не место, а конкретное занятие
Вот такая сказка про странствующего российского бизнесмена и его счастливую семью. Но сказка ли? Попробуем разобраться. Что такое мобильный сотрудник? Видимо, человек, проводящий более 20% рабочего времени вне офиса. Где бы он ни находился (в командировке, филиале компании, дома или в дороге), ему необходимо работать так же, как в собственном офисе. Если в 2006 году средняя доля мобильных сотрудников в Европе составляла 19% общей численности персонала, а в США — 28%, то, по прогнозам Info Tech, в 2009 году она достигнет в Европе 31%, а в США — 39%.
Мы привыкли оперировать термином Working Hours (рабочие часы), но сейчас больший упор делается на понятие Working Minutes (рабочие минуты). Каждый по собственному опыту знает, что иногда чувствуешь в офисе неспособность к эффективной деятельности, а через несколько часов, когда вы уже находитесь дома, возникает желание поработать над интересной идеей. Когда приходит вдохновение, удается за пару часов сделать то, на что обычно уходит не меньше двух дней. Тогда зачем нанимателю оплачивать рабочее время сотрудника, лишь изображающего активную деятельность? Гораздо лучше определять эффективность его труда по конечному результату — разумеется, если можно оценивать этот труд количественными и качественными показателями.
Естественно, сотруднику необходимо предоставить соответствующие инструменты. Что же собой представляет инструмент, который называют «мобильным офисом», «виртуальным офисом» и т.д.? Конечно, это не конкретный аппарат, способный решить все насущные проблемы. Мобильный офис представляет собой набор устройств, компонентов и приложений, которые в любое время и в любой точке мира обеспечивают безопасную надежную работу пользователей с критически важными корпоративными приложениями.
«Под словом «работа» теперь подразумевается не присутственное место, а то или иное занятие, — утверждает Алан Коэн, вице-президент отдела мобильных решений Cisco. — Работа не должна зависеть от местоположения. Стратегия мобильности Cisco состоит в том, чтобы доставлять заказчикам защищенные полнофункциональные сервисы в любом месте, в любое время, по любой сети. Эти услуги расширяют возможности компаний, ускоряют реагирование на запросы клиентов и обеспечивают непрерывность бизнеса».
В зависимости от задач каждой компании ей нужно выбрать тот набор приложений и средств связи, для которых необходима поддержка мобильности. Крупнейшие сетевые производители (к коим, конечно же, относится и корпорация Cisco) стараются предложить заказчикам портфель комплексных решений для построения беспроводной сети, унифицированных коммуникаций, ведения мобильного бизнеса и оптимизации процессов. Перевод голосовой сети предприятия на IP-телефонию в Cisco рассматривают лишь как первый, но, возможно, самый важный шаг к перестройке бизнеса с учетом эффективной работы мобильных сотрудников. Закладка правильного фундамента конвергентной сети — основа долгосрочных инвестиций в ИТ-инфраструктуру, которые не только быстро окупаются благодаря сокращению прямых издержек, но и увеличивают эффективность бизнес-деятельности. А потому вложения в систему IP-телефонии и мобильные решения стоит рассматривать как инвестиции в развитие компании, а не расходы на модернизацию инфраструктуры.