Полгода назад редакция «Сетей» решила дополнить свои регулярные выпуски специальными проектами, целиком посвященными отдельным темам. Главным критерием выбора, разумеется, является актуальность этих тем для бизнес-пользователей.
Напомним, первый спецвыпуск назывался «Бизнес на платформе IP, или Сетевая инфраструктура современного предприятия». Логично было начать именно с этой темы, поскольку миграция компаний с традиционных на IP-технологии уже несколько лет остается ключевой тенденцией корпоративных телекоммуникаций. Одни компании ушли по этому пути далеко вперед и уже осваивают технологии унифицированных сообщений, IM и средства коллективной работы. Другие только приступают к замене устаревших настольных аппаратов на IP-телефоны. Как видно, корпоративная IP-телефония, несмотря на остроту дискуссий вокруг нее, символизирует «вчера» и «сегодня» бизнес-коммуникаций. А на смену конвергенции голоса и данных приходит конвергенция фиксированных и мобильных сетей связи.
Поскольку наш первый спецвыпуск был посвящен именно вчерашним и сегодняшним проблемам отрасли, во втором мы решили заглянуть в день завтрашний, который пройдет для предприятий под знаком мобильности и повсеместного доступа к Internet. Лишь благодаря мобильным коммуникациям, которые не уступают по возможностям офисным решениям, компании в состоянии реализовать «идеальную» формулу автоматизации — доступ к информации в любое время, с любого места и при помощи любого устройства. Но для достижения этой мечты руководству необходимо взять мобилизацию бизнеса под контроль, разработать поэтапную стратегию внедрения мобильных приложений и систем, оптимизировать имеющиеся бизнес-процессы.
Тот факт, что движение к мобильности на многих предприятиях начинается стихийно, а спустя время к нему проявляют интерес административные структуры, вселяет надежду. Как учит история ИТ-рынка, любые технологические инициативы, навязываемые сверху, обречены на провал. Сотрудники не могут или не хотят осваивать новые технологии, поскольку не видят в этом смысла. С мобильными коммуникациями дело обстоит иначе. Работники компаний сами стали применять личные сотовые телефоны для рабочих целей (так как это удобно), объединяться в закрытые пользовательские группы (это дешево), обзаводиться смартфонами и ноутбуками (это экономит время, и теперь не обязательно приезжать на работу для чтения почты или подготовки отчета).
Основным руководящим принципом ИТ-директора при развитии мобильных коммуникаций должно быть правило «не навреди!». Централизация управления изменениями — вещь нужная и правильная, но как только она перерождается в корпоративную бюрократию, потенциал использования новых технологий устремляется к нулю. Так что не старайтесь обогнать паровоз, иначе не увидите, куда движется поезд.
Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru