Исполняющий обязанности директора департамента госполитики в области ИКТ Мининформсвязи Евгений Васильев считает, что для достижения полной либерализации отрасли необходимо внести ряд поправок в действующие правила игры на межоператорском рынке и обеспечить недискриминационный доступ всех операторов к инфраструктуре местных сетей связи. Последний аспект пока никак не затрагивался регулятором при построении всего правового комплекса взаимоотношений операторов связи, их партнеров и потребителей после вступления в силу нового ФЗ «О связи».
По словам Васильева, в готовящемся проекте постановления определены объекты и субъекты будущих отношений. К объектам относятся линейно-кабельная канализация, «последняя миля» сетей доступа, технологические помещения для установки оборудования, а также инженерная инфраструктура, необходимая для обеспечения работы этих технологических площадок. Субъектами данного права выступят не только операторы связи, но и любые предприятия, в собственности которых находятся элементы инфраструктуры местной связи и которые могут выставлять за пользование ими специальные «заградительные» тарифы.
Первый комплект документов по обеспечению недискриминационного доступа будет выпущен в начале 2008 года, однако зарубежная практика реализации подобных инициатив показывает, что весь процесс обычно растягивается на несколько лет. Причем еще ни в одной европейской стране, где раньше существовали естественные монополии в сфере местной связи, данный процесс нельзя считать завершенным. Российские законодатели взяли лучший опыт из мировой практики регулирования и надеются благодаря этому достичь желаемого результата в более короткие сроки.
Говоря о своевременности законодательных инициатив по обеспечению недискриминационного доступа к инфраструктуре, Евгений Васильев заметил, что лучше поздно, чем никогда. Хотя «поздно» - не совсем подходящее слово, характеризующее действительную ситуацию на отечественном рынке. Да, практически каждую МРК «Связьинвеста» в каждом регионе можно считать телефонным монополистом. Но с другой стороны, обладание «медью» еще не гарантирует им серьезных конкурентных преимуществ при развертывании широкополосных сервисов. Неспроста около половины общего количества широкополосных подключений в стране осуществляется с помощью технологии Ethernet. Поэтому главный акцент в новом законопроекте делается на равноправном доступе хозяйствующих субъектов к линейно-кабельным сооружениям и технологическим помещениям, чтобы альтернативным сервис-провайдерам не приходилось больше провешивать кабели по крышам домов и размещать сетевое оборудование на чердаках и в подвалах зданий.
Другие, не менее важные поправки к отраслевой законодательной базе таковы. Во-первых, 12 октября вышло постановление Правительства РФ, вносящее дополнения в постановление N161 от 28 марта 2005 года «Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Напомним, прежний текст документа гласил, что операторы местной связи и операторы подвижной телефонной связи могли присоединяться только к зоновым операторам, пропуская через них свой трафик, несмотря на то, что их телефонные коммутаторы могли при этом располагаться на одном узле связи. Теперь «искусственная монополия» зоновых связистов немного пошатнулась, поскольку стало допустимым присоединение местных телефонных операторов к сетям подвижной связи напрямую, правда, пока - только для пропуска звонков, идущих из ТфОП на городские номера мобильных абонентов и наоборот.
Во-вторых, из состава услуги по присоединению к сети электросвязи убрана формулировка «услуга за обслуживание точки присоединения». В министерстве надеются таким образом решить застарелую проблему принадлежности унаследованной еще с советских времен инфраструктуры связи, которая выливалась в закономерный вопрос - а кто кому должен платить за эти точки присоединения? До момента вступления в силу этой поправки (1 марта 2008 года) планируется пересмотреть политику ценообразования тарифы на услуги присоединения, регулируемые государством.
В-третьих, спустя полтора года после формальной демонополизации рынка услуг дальней связи, выяснилось, что в Мининформсвязи не очень довольны динамикой этого процесса. Васильев констатировал, что в сегменте корпоративных клиентов конкуренция среди операторов МГМН-услуг довольно высокая, но свыше 90% населения продолжают пользоваться услугами одной компании - «Ростелекома». Такая ситуация объясняется не только повышенной лояльностью индивидуальных абонентов к «старому доброму» поставщику услуг, но и тем, что смена поставщика почти во всех регионах страны упирается в мощные бюрократические барьеры. По факту, модель выбора МГМН-оператора при каждом звонке (hot-choice) действует сегодня только в шести субъектах РФ, включая столицу. В остальных городах и весях абонентам необходимо идти на телефонный узел, отстаивать очередь, заполнять анкеты и т.д., что заметно охлаждает пыл желающих сменить «Ростелеком» на альтернативного оператора.
Глава департамента Мининформсвязи пообещал, что практика введения hot-choice будет законодательно поддержана во всех регионах страны со II квартала 2008 года. Причем, правом выбора любого оператора дальней связи при совершении МГМН-звонка смогут воспользоваться даже абоненты, подписавшиеся на услугу предварительного выбора (pre-select). Такая схема оправдана, если у альтернативного оператора на каком-либо направлении тарифы окажутся выгоднее, чем у «предустановленного» оператора дальней связи. За оставшееся время местным связистам необходимо модернизировать свои телефонные сети, чтобы оказание услуги hot-choice стало технически возможным. Самый простой способ - цифровизация местных сетей связи, но и там, где еще используются аналоговая телефония, тоже будут найдены способы предоставления выбора абонентам путем изменения планов нумерации и адресации вызовов.