Huawei на равных участвует в борьбе за рынок сетей третьего поколения, официальный старт которой был дан весной, с выдачей лицензий трем сотовым операторам «большой тройки». Но Huawei интересует не только победа в тендерах на выполнение инфраструктурных проектов. С 2003 года в ее бизнес-структуре действует подразделение Huawei Terminals, вынашивающее амбициозные планы достижения лидирующих позиций в сегменте абонентских устройств мобильной связи.
Первая презентация продукции этого подразделения состоялась 5 сентября 2007 года в Москве. Журналистам, аналитикам и представителям операторских компаний из России и других стран СНГ были продемонстрированы 12 моделей терминального оборудования, предназначенных для работы в сетях 3G. Более того, все модели телефонов Huawei (дифференцированные по трем потребительским категориям — cost effective, «для бизнес-пользователей» и «стильные и модные») поддерживают технологию высокоскоростной загрузки данных HSDPA, позволяющую подключаться к Internet на скорости до 3,6 Мбит/c. А некоторые из UMTS-модемов способны работать в режиме HSUPA, обеспечивающем скорость передачи данных в нисходящем канале 7,7 Мбит/c, а в восходящем — 2 Мбит/c.
Помимо продажи телефонов, а также устройств беспроводного подключения (модемов и карт для ПК и ноутбуков) китайский производитель собирается делать в России акцент на продвижении еще одной категории терминальных устройств, практически не имеющих аналогов на мировом рынке. Речь идет о UMTS-шлюзах E960, адресованных как компаниям малого и среднего бизнеса, так и пользователям из сферы SOHO. Эти устройства снабжены встроенным UMTS-модемом, модулем Wi-Fi на 32 абонента с расширенными возможностями маршрутизации, четырьмя портами LAN и разъемом для подключения к ТфОП. Разработчики позиционируют эти продукты как первые ласточки грядущей эпохи FMC
Логичный ход
Вице-президент регионального отделения Huawei Technologies в СНГ Дун Мин заявил, что его компания выходит на рынок терминального оборудования с намерением предоставить операторам возможность быстро развивать услуги третьего поколения. «Мы хотим, чтобы российские пользователи могли приобретать терминалы 3G по цене телефонов 2G», — заявил Дун Мин. Его коллега, директор по глобальным продажам Huawei Terminals Цзянь Ибин, добавил, что приход фирмы на новый рынок логичен с точки зрения общего вектора развития, который заключается в предоставлении заказчикам сквозных полнофункциональных решений. Без терминального оборудования продуктовый портфель Huawei для операторов сетей 3G нельзя считать завершенным.
При разработке терминалов Huawei опирается на стратегический союз с крупнейшим производителем чипсетов для отрасли телекоммуникаций американской компанией Qualcomm. Директор по развитию бизнеса Qualcomm Лючано Спиндарини, присутствовавший на московской премьере Huawei Terminals, прогнозирует: несмотря на медленный старт, уже через несколько лет Россия выйдет на шестое место в мире по количеству абонентов сетей UMTS.
Рассказывая о планах своей фирмы, Спиндарини еще раз подчеркнул ее лидерство в области чипсетов для оборудования 3G. К концу 2007 года в мире будут продаваться свыше 160 моделей телефонов с микросхемами Quallcomm. Вскоре компания собирается выпустить чипсет, соответствующий стандарту HSPA+, который обеспечит скорость до 28 Мбит/c в нисходящем потоке. А еще Qualcomm работает над интеграцией технологий HSDPA и HSUPA в рамках одной микросхемы, что будет способствовать уменьшению размеров готовых абонентских устройств и снижению их энергопотребления.
Будущее — за кастомизацией
В Huawei хорошо осознают, что путь компании на рынок мобильных терминалов не будет усыпан розами. И причина состоит не только в том, что этому рынку присущи очень жесткая конкуренция и приверженность потребителей сильным брендам (типа Nokia). В мире еще не выработана устоявшаяся, проверенная временем практика продвижения услуг третьего поколения. Очевидно лишь, что она должна в корне отличаться от бизнес-модели операторов сетей 2G, в которой превалировал голосовой сервис.
Как ни удивительно, Huawei не собирается идти по тропинке, проторенной признанными лидерами рынка терминалов, и копировать их опыт. «Мы рассматриваем привычные мобильные телефоны как «точку входа» для абонентов сетей 3G, дающую возможность ознакомиться с новыми функциональными возможностями, — говорит Сергей Раудсепп, директор департамента беспроводной связи московского офиса Huawei. — Но будущее сетей третьего поколения — за применением модемов и прочих устройств, служащих для подключения к Internet. А самим операторам мобильной связи предстоит борьба за рынок услуг широкополосного доступа с провайдерами фиксированных сетей».
Именно USB-модемы являются настоящими флагманами терминальной продуктовой линейки Huawei Technologies. В этой нише китайская компания чувствует себя безусловным мировым лидером, продав свыше 3 млн подобных устройств и заняв 80% рынка. Раудсепп предсказывает, что сегодняшние PCMCI- и Express-карты для подключения ноутбуков к мобильным сетям 3G вскоре уйдут в прошлое, уступив место удобным в использовании широкодоступным модемам с USB-портами. Но пока Huawei борется за предпочтения массового пользователя, а потому вынуждена предлагать множество моделей телефонов и беспроводных карт.
Другая особенность политики Huawei Terminals — модель продаж. Хотя в перечне продукции присутствуют стильные и «свежие» решения, над формами которых трудились лучшие умы промышленного дизайна (например, дизайн-бюро Bugatti), компания не стремится поставлять их в Россию через дилерские сети салонов сотовой связи. Цзянь Ибин надеется на заключение с российскими мобильными операторами контрактов на адаптацию (кастомизацию) базовых моделей под конкретные технические требования. Таковыми могут быть как банальное нанесение логотипа оператора на корпус изделия, так и глубокие изменения в программном и аппаратном обеспечении, вплоть до добавления специальных кнопок на клавиатуре для быстрого доступа к услугам.
Схема OEM/ODM-партнерства успела хорошо себя зарекомендовать во взаимоотношениях Huawei с международными операторами Vodafone и Hutchison. Во многом благодаря проектам кастомизации китайская компания добилась впечатляющих результатов работы своего терминального подразделения, продав с момента его образования 45 млн изделий.
В России проекты кастомизации 12 базовых моделей находятся в стадии обсуждения с заинтересованными сторонами. Если Huawei сохранит занятую позицию и не поддастся искушению ринуться в розничные сети вдогонку за конкурентами, то ее терминалы мы сможем приобрести не раньше, чем в нашей стране начнут работать первые коммерческие сервисы 3G. К тому времени многие пользователи, возможно, уже обзаведутся мощными навороченными телефонами с поддержкой 3G других производителей, но ценность таких покупок до запуска сетей третьего поколения можно поставить под сомнение.