Network World, США
Руководители компаний считают, что бум Web 2.0 в корпоративной среде порождает новые требования к информационным сетям компаний.
Информационные сети компаний должны отвечать нуждам работы в режиме реального времени, быть совместимыми с платформами коллективной деятельности и с программным обеспечением для построения социальных сетей. Однако скептики ставят под сомнение практическую ценность и роль в бизнес-процессах такого ПО — не отрицая его популярности.
Выступая на конференции Interop в июне текущего года, главный исполнительный директор Cisco Джон Чэмберс заявил, что программное обеспечение поколения Web 2.0 (блоги, чаты, Web-видео и другие инструменты) представляет собой способ общения сотрудников в обход политики ИТ-отделов. «Настало время, когда ИТ-специалисты должны взять эту область под контроль», — добавил он.
Большинство современных сетевых продуктов нацелены либо на устранение временных задержек при передаче трафика, либо на увеличение пропускной способности для корпоративных приложений. Компания Foundry недавно выпустила коммутатор и программное обеспечение, позволяющие восстанавливать связь после сбоев за миллисекунды и минимизировать временные задержки Web-приложений. Nortel тоже представила продукт, который должен существенным образом ускорить прохождение Web-трафика. Немного ранее Cisco и Force10 анонсировали коммутаторы, которые ориентированы на одноранговые приложения (peer-to-peer трафик) вместо более традиционных клиент-серверных потоков данных в локальной сети.
Пробный шар
«Мы начали активно внедрять Web 2.0, платформы коллективной работы и аналогичные решения с 2000 года», — сообщил Дэйв Мэнсер, директор сети LabNet компании Boeing. Сеть LabNet, составляющая фрагмент корпоративной сети Boeing, связывает более 700 аэрокосмических лабораторий, расположенных по всему миру. Используются технологии коммуникаций в режиме реального времени. VoIP, мгновенные сообщения (IM), видео в режиме реального времени, цифровые доски объявлений. И это — лишь часть инструментов, которыми пользуются инженеры для совместной работы над проектами. Скажем, при испытании модели Boeing 787 были задействованы аэродинамическая труба в Англии, потоковое видео, телеметрия в режиме реального времени и голосовой двусторонний чат с офисами в Сиэтле и других городах США.
По словам Мэнсера, одна из сложнейших задач состоит в настройке сети для передачи голоса, видео и другой информации в режиме реального времени в ту точку, где пользователи привыкли получать отличный результат. Проблема сводится к устранению оставшихся долей секунды задержки. «Реорганизация сети — одна из тактик», — отмечает Мэнсер. Сеть LabNet состоит из локальных сетей исследовательских центров, городской сети Ethernet и магистральных MPLS-соединений. Она организована так, чтобы загрузка любого канала в каждый момент не превышала 50%. Кроме того, применяются технологии упреждающей коррекции ошибок и усовершенствованные схемы буферизации трафика. Однако самое важное — не позволять программистам компании думать, что сеть в нынешнем виде не требует доработки.
Эффективность технологии Web 2.0 проверяет и гигант химической промышленности DuPont. Обязанности сотрудников ИТ-департамента этой фирмы уже давно вышли за рамки администрирования портов локальной сети, QoS и сервисных соглашений. «Сотрудникам, отвечающим за функционирование сети, теперь приходится беспокоиться не только о подключении принтеров к серверам, — отмечает Том Марсин, директор по глобальным телекоммуникациям DuPont. — Сегодня перед ними стоит задача построения социальной самоорганизующейся сети для решения бизнес-задач и преобразования бизнес-процессов. Это позволит нам сократить накладные расходы».
Доказательства выгоды
Хотя сотрудники компаний с удовольствием используют инструменты и программное обеспечение коллективной работы, нижняя планка окупаемости этой технологии нивелирует все ее преимущества. «Применение платформ коллективной работы очень привлекательно. Однако мы не можем получить одобрение на внедрение новой технологии для 60 тыс. своих сотрудников, основываясь только на теоретических соображениях о преимуществах такого перехода, — уточнил Марсин. — Я должен доказать, что ее внедрение приведет к существенному снижению издержек».
Компания T. Rose Price, предоставляющая финансовые услуги, применяет приложения Web 2.0, такие как Wiki и блоги, системы IM и поддержки чатов. Представители фирмы отмечают, что использование этих технологий в корпоративном контакт-центре приносит ощутимую выгоду. «Когда поступает звонок, сотрудник Call-центра должен дать предельно точный ответ, потратив на поиск необходимой информации несколько секунд», — рассказывает Керк Кнесс, вице-президент T. Rose Price по инновационным технологиям. По его словам, прежде для хранения всех важных данных задействовался корпоративный портал, но этой системой было сложно пользоваться, поскольку она не имела эффективного механизма поиска.
Сейчас T. Rose Price применяет ПО wiki компании Atlassian, которое позволяет пользователям любого уровня добавлять тэги и комментарии в сложный архив документации, а также задействовать ассоциативные правила предоставления информации клиентам. Кнесс сообщил, что платформа позволяет 1500 сотрудникам Call-центра сокращать время обслуживания звонка в среднем на 2 мин. Изменение wiki-контента такой системы занимает полчаса, хотя раньше на это уходили целые сутки. Фирма расширяет функционал платформы за счет добавления в нее RSS-агрегаторов, мгновенных сообщений и блогов.
Как приложения Web 2.0 повлияют на саму сеть — пока большой вопрос. Кнесс отмечает: несмотря на наличие штата грамотных специалистов по обслуживанию сети, использование этих механизмов может привести к плохо предсказуемым последствиям. Растущий XML-трафик, RSS-потоки и мгновенный обмен сообщениями — вот те проблемы, которые находятся в поле зрения Кнесса. «Когда создается какое-либо mashup-приложение, которое обменивается данными с внешним миром из-за корпоративного МСЭ, возникает масса трудностей для администратора сети», — заключает он.