Рынок услуг широкополосного доступа останется в ближайшие годы одним из наиболее быстро растущих, поскольку пользовательский спрос не удовлетворен, а потребности регионов в Internet-сервисах растут.
Каждый Internet-провайдер стремится максимально увеличить число пользователей, и национальный проект «Образование», в рамках которого уже к концу 2007 года планируется подключить к Сети около 53 тыс. российских школ, является лакомым куском. Однако напрашивается вопрос: как школы будут справляться с засильем вредоносных программ, вирусов, спама, и что в этой связи могут предложить отечественные провайдеры?
Попробуем разобраться, почему услуга контентной фильтрации на узле сервис-провайдера до сих пор «остается за кадром», и каковы ее рыночные перспективы в России.
Нашла коса на камень
Internet, являющийся открытой средой, кишит разного рода угрозами, количество которых неуклонно увеличивается. Понятно, что безопасность работы в Сети напрямую зависит от того, насколько хорошо компьютер защищен от нежелательного контента. Между тем опросы показывают, что лишь 13% пользователей обновляют сигнатуры антивирусных программ с той частотой, которая соответствует рекомендациям разработчиков, а 30% — реже одного раза в сутки. Нетрудно догадаться, что защищенность домашних компьютеров не выдерживает никакой критики. Это особенно верно, если речь идет не о стандартных способах распространения вирусов, червей и троянов (через электронную почту), а о специальных кодах, встраиваемых в Web-страницы и инфицирующих компьютеры при посещениях сайтов. Компьютеры многих общественных, образовательных и социальных учреждений едва ли находятся в большей безопасности.
Видя эту перспективную нишу, отечественные провайдеры не спешат обеспечивать клиентам свободу от опасной «нагрузки» на трафик. Чаще всего трафик оплачивается помегабайтно, и чем больше его потребит пользователь, тем больше денег он выложит Internet-провайдеру. Последнего не особо волнует, содержит ли этот трафик «букет» вредоносных программ или вполне безобиден. Как ни странно, для отечественных провайдеров наличие вредоносного контента в Сети даже выгодно. И пока мы не перейдем на стандарт безлимитных тарифов и аренду пользователями определенной пропускной способности канала, ситуация не изменится.
Еще одной составляющей проблемы являются сомнения самих провайдеров. Их можно понять: исследований интереса потребителей к использованию «чистого» контента, свободного от Web-напастей, судя по всему, не проводилось (по крайней мере, такая информация не опубликована). На профильных конференциях и форумах поставщики Internet-услуг чаще всего высказывают скептические мнения. Запуск подобного проекта потребует привлечения дополнительных ресурсов (на приобретение и сопровождение инструмента фильтрации, поддержку и обучение специалистов, маркетинг и др.), а будет ли новый сервис востребован, и как быстро он окупится — неизвестно. Многие считают, что россияне еще не готовы осознать необходимость надежной защиты их компьютеров от онлайновых угроз и платить за это. На выбор того или иного провайдера, фактически, влияет лишь стоимость базовых услуг.
Дети — это наше все
Контент, поставляемый пользователю, очищается от вредоносного трафика и нежелательной корреспонденции с помощью шлюзовых технологий фильтрации. Суть их заключается в сканировании трафика и «отсеве» любых подозрительных кодов. Другими словами, клиенты получают превентивную защиту от сетевых угроз, и риск проникновения на их компьютеры вирусов, программ-шпионов и прочего вредоносного ПО минимизируется.
Технологии фильтрации трафика позволяют оградить детей от просмотра нежелательных сайтов категории «от 18 лет» и ресурсов, пропагандирующих насилие, терроризм, профашистские движения и т.п. А поскольку сайты с нежелательным контентом часто являются источниками вирусов и троянских коней, блокирование доступа к ним повышает уровень защищенности компьютера. Особо актуальной эта задача становится при реализации программы «интернетизации» школ. Однако возникают несколько проблем, одна из которых имеет системный характер. Любой высокотехнологичный продукт (в том числе антивирусное ПО) требует квалифицированного обслуживания, но рядовые школы не в состоянии содержать специалистов, способных выполнять такую работу и нести ответственность за ее результаты. Про аутсорсинг и вовсе не приходится говорить — опять же по материальным соображениям.
Плохая осведомленность учителей о потенциальных угрозах и слабые возможности контроля над действиями учеников позволяют детям посещать все интересующие их сайты, скачивать рингтоны, картинки, фильмы, играть в Сети. Словом, проблема обеспечения информационной безопасности стоит очень остро. Если школьная сеть по какой-то причине (заражение программой-«шпионом», адресная атака, инфицирование со съемного носителя и др.) становится ботом, то есть удаленно управляемым ресурсом, «работающим» в интересах злоумышленника, то школа сталкивается с резким ростом трафика, а следовательно, и платы за него. Вдобавок школьный домен может попасть в черные списки провайдеров и оказаться попросту заблокированным. Тогда о занятиях с использованием Сети придется забыть до устранения причин блокирования. Перегрузка компьютеров школьной сети из-за установки ресурсоемкого антивирусного ПО чревата снижением эффективности их работы, но отсутствие персональных средств защиты приводит к не менее серьезным последствиям.
Наиболее очевидным выходом из ситуации является организации защиты на шлюзе провайдера. Этот подход автоматически снимает проблемы эффективной защиты пользовательских ПК от вредоносного ПО, своевременного обновления антивирусов и снижения производительности компьютерного парка.
Трафик с воза — провайдеру легче
Какие же преимущества могут дать шлюзовые технологии фильтрации самому Internet-провайдеру, какую прямую экономическую выгоду они сулят? Значительная часть передаваемого через Internet трафика является зловредной. В электронной почте доля спама серьезно превышает объем полезной корреспонденции, а в период массовых вирусных эпидемий может достигать 90–95% всего почтового трафика. Избавляясь от спама, сервис-провайдер освобождает свои каналы и уменьшает загрузку серверов. Увеличение защищенности компьютеров неизбежно уменьшает число обращений пользователей в службу технической поддержки провайдера. И ему не придется отключать клиентов за распространение без их ведома вирусов и спама «троянцами», попавшими на ПК.
Поставщики решений для контетной фильтрации применяют схожие фильтры для очистки почты от спама — разница состоит лишь в используемых базах. Одни лицензируют такие базы у производителей (например, IBM), другие пытаются внедрять собственные ноу-хау. Однако сколько бы механизмов фильтрации ни применялось, и какими бы уникальными они не были, это не может негативно сказываться на провайдерах, оказывающих услуги «очистки» пользовательского контента.
Для развития рынка необходимо увеличивать уровень образованности потребителей в области ИБ, или, как говорят эксперты, повышать культуру пользования Глобальной сетью. Публикации в прессе и Internet постепенно делают свое дело, но провайдеры способны придать этому процессу большую динамику. Многие ISP оказывают услуги доступа к Internet не только коммерческим организациям, но и образовательным учреждениям, школам, библиотекам. Подключение классов информатики и библиотек по защищенным от вредоносного трафика каналам принесет пользу всем. В рамках таких проектов ISP-провайдеры смогут отлаживать шлюзовые технологии фильтрации. Учащиеся привыкнут к безопасной работе в Сети и оценят ее достоинства. А учебные организации станут экономить на средствах защиты информации и доступа к Internet.
На наш взгляд, в ближайшие несколько лет наличие превентивной защиты в пакете услуг сервис-провайдера действительно может превратиться в его серьезное конкурентное преимущество. Те компании, которые займутся отладкой и подготовкой технологий фильтрации уже сейчас, получат существенную фору на зарождающемся рынке услуг. Это окажется особо важным, если развитие сервис-провайдинга пойдет по западному пути. А на Западе проактивная система защиты клиентов является едва ли не обязательным компонентом работы любого крупного Internet-провайдера.
Ника Комарова (n.komarova@aladdin.ru) — руководитель направления PR компании Aladdin