Для телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги на массовом рынке, непрерывность ведения бизнеса имеет решающее значение.
Простой информационной системы в течение нескольких минут может обойтись крупным сотовым операторам в десятки тысяч долларов и потерю репутации, поэтому такие компании уделяют особое внимание надежности ИС, безопасности и поддержке критически важных ресурсов.
Специалисты «ВымпелКома» решили поделиться с журналистами своим опытом обеспечения непрерывности бизнеса и послеаварийного восстановления систем. Комплексную работу в данном направлении сотовый оператор ведет уже несколько лет. За последние три года его абонентская база значительно выросла, и проблемы поддержки непрерывности предоставления услуг стали еще острее.
Поскольку все ключевые ресурсы оператора размещены в московском вычислительном центре, его функционированию уделяется особое внимание. Для поддержки бесперебойной работы центра руководство «ВымпелКома» привлекло специалистов из нескольких известных ИТ-компаний. На первом этапе реализации проекта консультанты «Инфосистемы Джет» и подразделения Symantec Consulting Service проанализировали влияние всех элементов информационных систем на бизнес оператора связи. Были разработаны общая стратегия восстановления ИТ-услуг и пошаговый план выполнения работ. На втором этапе специалисты «Инфосистемы Джет» спроектировали и внедрили технические решения для реализации программы. Они построили и оснастили резервный центр, обеспечив бесперебойность работы критически важных бизнес-приложений (за счет кластеризации), доступность данных (при помощи синхронной репликации) и сохранность информации (благодаря функции удаленного резервного копирования).
В рамках проекта созданы новая сеть хранения ГВЦ по технологии SAN с полным дублированием оборудования и магистралей (емкость — свыше 2000 портов) и распределенная сеть хранения ГВЦ-РВЦ. Кроме того, специалисты «Инфосистемы Джет» внедрили систему резервного копирования более чем для 300 RISC-серверов Sun Microsystems и построили высокоскоростную транспортную сеть между ГВЦ и РВЦ на основе технологии DWDM, которая обеспечивает синхронную репликацию 20 ТБайт данных. Они инсталлировали свыше 10 распределенных кластеров для бесперебойного функционирования критически важных бизнес-систем (биллинга, CRM и др.). Для реализации этих задач использован ряд продуктов Symantec: Veritas NetBackup Enterprise Edition, Veritas Storage Foundation,Veritas Storage Foundation HA, Veritas Cluster Server и Veritas CommandCentral.
Консультанты Symantec разработали методику и планы обеспечения непрерывности предоставления ИТ-услуг, основываясь на международной спецификации PAS56. Такой подход позволил регулярно тестировать и обновлять компоненты системы, отслеживать выполнение регламентов, причем все — в рамках бизнес-стратегии заказчика.
Дмитрий Устюжанин, руководитель департамента информационной безопасности «ВымпелКома», рассказал журналистам, что для оценки результатов выполненной работы и создания плана дальнейших действий оператор пригласил независимую консалтинговую компанию. Аудиторы проанализировали содержание программы, политики управления непрерывностью бизнеса, механизмы идентификации пользователей и управления рисками, влияние сбоев и прерываний на бизнес, планы обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления ИТ-услуг после сбоев. В качестве методологической основы консультанты применяли международные стандарты и методологии, включая PAS56, СobiT-4.0 и ISO27001. По результатам аудита степень зрелости программы обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления ИТ-услуг после сбоев «ВымпелКома» оценена «на четверку»: ей присвоен четвертый, «регулируемый», уровень по шестибалльной шкале (от «0» до «5»). Консультанты указали оператору на некоторые недочеты проекта и предложили план его дальнейшей модернизаци.
Вице-президент «ВымпелКома» Владимир Филиппов сообщил, что реализация программы обеспечения непреравности бизнеса продолжается. Со временем в этот процесс будут вовлечены техническая дирекция компании и другие бизнес-подразделения. Филиппов подчеркнул, что оператор намерен свести к минимуму информационные риски, обеспечив максимальную доступность услуг для миллионов абонентов.