Патент на обслуживание городского хозяйства, выданный столичным мэром «Московской телекоммуникационной корпорации Комкор», действует уже 15 лет. За это время «Комкор» превратился в крупнейшего игрока отечественного рынка связи.
Напомним, что оператор «Комкор» был образован в соответствии с распоряжением Юрия Лужкова «О развитии телекоммуникационных услуг в городе Москве» в июне 1992 года. Годом позднее проект строительства Московской волоконно-оптической сети (МВОС), реализуемый «Комкором» при поддержке столичного правительства, получил статус городской целевой программы. А в 1994 году специальным законом Москвы была утверждена система мер по налоговому стимулированию инвестиций в этот проект. В то время пресса активно критиковала протекционизм городских властей, но сегодня действия Юрия Лужкова кажутся оправданными.
В недалеком прошлом доминирующее положение на столичном рынке связи занимала Московская городская телефонная сеть (МГТС), а для полноценного развития городу была необходима, как воздух, альтернативная телекоммуникационная инфраструктура на базе передовых волоконно-оптических технологий. Эта инфраструктура должна была обеспечить современными инфотелекоммуникационными услугами федеральные и муниципальные органы власти, государственные и коммерческие предприятия. В сентябре 1995 года «Комкор» завершил строительство первой очереди транспортной сети, состоящей из двух волоконно-оптических колец; протяженность магистральных линий составила 300 км.
Мультисервисная сеть «Комкора» общей протяженностью более 17 тыс. км является крупнейшей в московском регионе. В корпорации работают свыше 500 человек, средний возраст которых составляет 35 лет. Примерно 70% сотрудников имеют высшее образование, а среди инженерно-технического персонала, обеспечивающего основное производство, таких людей — 100%. Степень кандидата наук имеют 17 человек. Более 500 тыс. жителей столицы получают доступ к Internet по каналам «Комкора», и свыше 10 тыс. корпоративных клиентов и операторов связи оптом закупают у компании канальную емкость. С учетом сетей доступа, принадлежащих холдингу «Ренова-Медиа», «Комкор» способен предоставлять услуги в каждом третьем здании Москвы. До конца года его услуги станут доступны в каждом втором московском доме, а к концу 2008 году проникновение достигнет 90–95%. За два последующих года планируется проложить еще 3 тыс. км оптических линий связи.
«Фактически, наша компания является вторым по величине (после «Комстар-ОТС») альтернативным оператором Москвы, — подчеркнул Юрий Припачкин, президент «Ренова-Медиа» и председатель совета директоров «Комкора». — Корпорация была основана, прежде всего, для телекоммуникационного обслуживания городского хозяйства, а также столичных и федеральных структур управления. Но если четыре года назад доходы от этой категории заказчиков составляли до 70% оборота «Комкора», то сегодня — лишь 15%».
«Основная часть выручки приходится на коммерческий сектор рынка, в котором у «Комкора» есть три категории клиентов: крупные корпоративные заказчики, поставщики услуг связи, малые и средние предприятия», — сообщил Виктор Савюк, исполнительный директор «Комкора» и первый заместитель президента «Ренова-Медиа». Он также добавил, что для рынка услуг, адресованных физическим лицам, фирма обеспечивает основные телекоммуникационные составляющие. «Современная стратегия «Комкора» направлена на расширение спектра услуг для бизнес-пользователей и продвижение интегрированных отраслевых решений», — поясняет Арам Григорян, генеральный директор «Комкора».
К примеру, оператор располагает набором специализированных приложений для финансового сектора. По итогам 2006 года доход от услуг банковским структурам увеличился вдвое. В текущем году планируется внедрение новых услуг на базе специально созданной сети «Комкор-Банк». Между тем главными катализаторами роста доходов альтернативного оператора являются услуги доступа к Internet и организация виртуальных частных сетей. Только за первые четыре месяца этого года выручка от услуг доступа к Internet выросли на 18%.
«Комкор» собирается планомерно наращивать свое присутствие на рынке услуг аутсорсинга. В сентябре оператор откроет Московский центр управления кабельным телевидением, в здании которого будет располагаться новый Центр обработки данных, где клиенты смогут размещать свое серверное и телекоммуникационное оборудование. Утверждается, что этот Центр станет одним из крупнейших в Москве.
Любопытно, что «Комкор» нацелился и на рынок системной интеграции. Он намерен предложить клиентам услуги создания телекоммуникационной инфраструктуры «под ключ». Другими словами, компания будет не только предоставлять услуги связи, но и участвовать во всех этапах реализации ИКТ-проектов, начиная с анализа требований к сетевой инфраструктуре и заканчивая поставкой и инсталляцией оборудования. Планируется, что к концу 2008 года такие комплексные проекты будут приносить не менее 15% оборота. Подобные услуги могут быть востребованы, в первую очередь, арендаторами крупных бизнес-центров. Сегодня «Комкор» предоставляет телекоммуникационные каналы в 15 крупнейших офисных зданиях Москвы, а через год планирует подключить 100 деловых центров.
Одновременно «Комкор» старается охватить максимальное число клиентов из сектора SMB. В 2006 году компания запустила услугу «Интернет + Телефон», ориентированную на малые и средние предприятия. Ежемесячный платеж 4–10 тыс. руб. обеспечивает им получение в одном пакете услуг доступа к Internet на скорости 100 Мбит/с и цифровой телефонии. Специально для этой программы «Комкор» заказал у производителей серию универсальных абонентских устройств доступа, оборудованных восемью телефонными розетками и интерфейсами для подключения к офисной компьютерной сети. Год назад, оценивая коммерческие перспективы выхода в новый рыночный сегмент, Виктор Савюк заявил: «Хотелось бы, чтобы к концу 2006 года доля нашей выручки от SMB-клиентов возросла до 10–15%, но, скорее всего, показатель окажется меньшим». Так оно и получилось: небольшие фирмы пока дают 5% оборота «Комкора». Однако к концу 2008 года планируется рост этой доли до 15–20%.
За пределами Москвы интересы корпорации представляет ее дочерняя компания «Комкор-Регион», которая имеет лицензию на оказание услуг кабельного телевидения и местной телефонной связи в Московской области. Сеть «Комкора» охватывает все крупные города в радиусе 50 км от Москвы. По итогам 2006 года объем услуг для подмосковных клиентов вырос в четыре раза. В 2007 году «Комкор-Регион» планирует запустить для жителей Подмосковья сервис Triple Play. Филиалы корпорации действуют в Минске и Екатеринбурге.
Стоит добавить, что недавно стало известно о продлении на очередной пятилетний срок полномочий мэра Москвы Юрия Лужкова. Значит, и патент, выданный «Комкору» для обслуживания телекоммуникационных потребностей города, будет действовать, по крайней мере, до 2012 года. Впрочем, компания уже настолько крепко стоит на ногах, что на ее деятельность вряд ли могут повлиять коллизии политической конъюнктуры.
Недавно агентство «Супербренд», официальный представитель Superbrends International (Великобритания), присвоило «Комкору» звание «Супербренд 2007 года».