«Билайн» старается ликвидировать дисбаланс между авансовой и кредитной системами расчетов, а МТС —найти адекватный ответ.
«Российский рынок сотовой связи немного извращен: подавляющее большинство абонентов обслуживаются по схеме pre-paid и лишь 3,5% используют систему постоплаты. За рубежом число пользователей первой и второй систем оплаты примерно равно», — заявил исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников. Его компания первой из доминирующих сотовых операторов России взялась исправить положение. Она запустила 7 мая тарифные планы постоплатной линейки, рассчитанные на массового пользователя.
Немного раньше в «Билайне» проанализировали отчет агентства A.R.M.I. В нем утверждается, что 58% абонентов готовы перейти на постоплатные тарифы при появлении такой возможности, причем 11% опрошенных уже имеют опыт использования подобных тарифных планов. Осознавая, что постоплатная система расчетов означает не только удобство для рядового абонента (которому не нужно беспокоиться о состоянии лицевого счета), но и неизбежное повышение ARPU, руководство «Билайна» решило запустить линейку тарифов post-paid во всех регионах обслуживания на территории нашей страны.
Из слов Прянишникова следует, что для массового предложения постоплатных тарифов пришло наиболее благоприятное время. Во-первых, компании сотовой связи накопили необходимую базу кредитных историй абонентов, обмениваясь которыми, они обезопасят себя от очевидных аферистов. Во-вторых, россияне уже несколько лет «живут в кредит», покупая на банковские ссуды разные товары — от недвижимости и машин до предметов одежды. Возможность получать в кредит услуги связи теперь вряд ли кого-то удивит. Интеграция абонентских баз с внешними банками данных о недобросовестных плательщиках поможет дополнительно уменьшить риски операторов. В-третьих (и, пожалуй, это главное), представители «большой тройки» давно конкурируют между собой не столько по численности проданных SIM-карт, сколько по уровню выручки от абонентов. Кредитное предложение «Билайна» может привлечь под желто-черный флаг клиентов других сотовых сетей, которые ценят комфорт и удобство пользования телекоммуникационными услугами.
Действенность новой инициативы «ВымпелКома» раньше других оценили конкуренты по бизнесу. Особенно нервно отреагировала МТС, также объявившая о запуске 7 мая услуги «Кредит от МТС». Правда, между постоплатными тарифными планами «Билайна» и «Кредитом от МТС» невооруженным глазом видна существенная разница. По сути, МТС предлагает не кредит в привычном понимании, а предоставление услуг под залог заранее внесенной суммы (300 руб.). Эта сумма списывается с лицевого счета абонента при активации услуги «Кредит», а спустя шесть месяцев оператор обещает вернуть ее клиенту в виде бонуса. В случае превышения отрицательного сальдо 300 руб. абонентский номер подписчика блокируется, как было раньше при достижении нулевого баланса.
«Билайн» же играет честно, чего нельзя не приветствовать. Абоненты постоплатных ТП будут оплачивать услуги связи по итогам месяца — сколько наговорил, столько и заплатишь. Как и в случае «междугородки», пользователю дается на оплату 25 дней после выставления счета, после чего к нему могут применяться определенные санкции. Оператор обязуется автоматически информировать клиента (посредством SMS) о сумме и сроках оплаты. Кроме того, Прянишников пообещал отменить практику взимания дополнительного платежа за детализацию счета, поскольку многим пользователям наверняка захочется узнать, кому они звонили в течение прошедшего месяца.
Переход на постоплатную систему расчетов осуществляется без смены номера и SIM-карты, но некоторым категориям подписчиков для подключения к системе требуется внести на депозитный счет гарантийный взнос (его размер определяется выбранным ТП). Безо всяких взносов на постоплатную систему переключаются абоненты, которые в течение последних трех месяцев платили оператору свыше 20 долл. в Москве или 10 долл. в регионах, пользовались его услугами не менее 9 месяцев и имеют максимум пять телефонных номеров на одном лицевом счету. Всем прочим необходимо посетить офисы «Билайна», предъявить документы, удостоверяющие личность, и оплатить взнос.
Как сообщила исполняющая обязанности директора по маркетингу продуктов для массового рынка «ВымпелКома» Зинаида Хохлова, в постоплатной системе появятся как национальные, так и региональные тарифные планы. Завоевавшие популярность среди pre-paid-абонентов тарифы «Проще говоря» и «Хочу сказать» перекочуют в кредитную схему расчетов, сохранив основные характеристики и ценовые параметры (стоимость минуты звонка, скидки и т.п.). В национальной линейке предложений «Билайна» появится тариф «Твой клуб», действующий только в системе post-paid. Его отличительная черта — 75-процентная скидка на местные исходящие звонки внутри группы абонентов этого ТП.
Размер гарантийного взноса для жителей московского региона, которые выберут один из названных ТП, составляет 400 руб. Неофитов постоплатной системы в сети «Билайна» ждет бонус — бесплатный 25-мегабайтный пакет «Мобильный GPRS-Интернет», которым нужно воспользоваться за 30 дней.