Столичные телекоммуникационные холдинги играют роли первых скрипок в перспективных сегментах широкополосного доступа и услуг Triple Play, но в ряде регионов им приходится сталкиваться с жестким противостоянием местных сервис-провайдеров.
Некоторые региональные операторы широкополосных сетей не лишены амбиций игроков федерального масштаба. Они обладают существенно меньшими финансовыми возможностями, чем их московские визави, но, тем не менее, добиваются больших успехов, используя тактику выборочного присутствия.
В 2004 года пермская компания «ЭР-Телеком» приняла долгосрочную стратегию развития бизнеса и на ее основе шагнула далеко за пределы родного города. К тому времени оператор построил в Перми городскую универсальную сеть по технологии «оптика до дома» (FTTB), которая обеспечила высокоскоростной доступ к Internet, кабельное ТВ и IP-телефонию по единому каналу. Руководство «ЭР-Телеком» решило растиражировать опыт этого проекта на другие регионы, и к середине 2006 года были построены городские оптические сети (или фрагменты таких сетей) в 15 крупных городах (Перми, Самаре, Волгограде, Тюмени, Пензе, Оренбурге, Ижевске, Кирове, Йошкар-Оле, Челябинске, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске). Усредненная ежегодная динамика развития бизнеса компании в 2004–2006 годах составила примерно 300%.
В апреле совет директоров «ЭР-Телекома» подвел операционные и финансовые итоги деятельности фирмы в 2006 году. Как сообщил ее генеральный директор Андрей Семериков, осуществлен прорыв по новым подключениям абонентов КТВ и подписчиков на услуги широкополосного Internet практически во всех городах присутствия. Кроме того, реализована самая крупная за историю фирмы инвестиционная программа строительства сетей доступа. Если к концу 2005 года городские сети «ЭР-Телекома» охватывали только 227 тыс. квартир, то уже через год их суммарная емкость достигла 1326,3 тыс. квартир. По прогнозу, к концу 2007 года емкость сетей должна вырасти до 2200 тыс. абонентских портов. За истекший год объем инвестиций в инфраструктурное строительство составил 1,886 млрд руб. (порядка 70 млн долл.), а вложения в пересчете на единицу монтированной емкости сети (одну квартиру) — 1139 руб.
Построенные в Перми и Волгограде сети покрывают 100% городской территории. Во всех остальных населенных пунктах завершены этапы начального строительства сети, и началось сервисное обслуживание абонентов. Как утверждает Семериков, при строительстве сети и на уровне ядра, и на участке доступа закладывается существенный резерв пропускной способности. Оптический кабель заводится в жилые здания из расчета 1 волокно на 100 квартир, что позволяет гарантировать скорость подключения не ниже 100 Мбит/c. При реализации проектов «ЭР-Телеком» ориентируется только на передовые технологии, из-за чего оператору приходится отказываться от покупки местных компаний, обладающих готовой инфраструктурой. «Как правило, в каждом городе мы строили сети практически с нуля», — убеждает глава «ЭР-Телекома».
Для привлечения клиентов оператор вывел на рынок три самостоятельных бренда. Услуги широкополосного Internet продаются под брендом «Дом.Ру», базовый пакет сервисов кабельного телевидения — под брендом «Диван-ТВ», а услуги телефонии — под маркой «Горсвязь». Сейчас в компании изучается целесообразность запуска сквозного бренда для продвижения сервиса Triple Play. Пока все три вида услуг (доступ к Internet, телефония и КТВ) доступны только в Перми, где «ЭР-Телеком» располагает 20 тыс. номеров и лицензией на местную телефонную связь. Однако руководство компании обещает, что в течение 2007 года пакет Triple Play начнет предлагаться в большинстве из 15 городов, вовлеченных в проект.
Совокупная выручка «ЭР-Телекома» за минувший год выросла более чем в 2,4 раза — до 380 млн руб. Наибольший вклад в эту сумму внесли услуги широкополосного доступа (172,3 млн руб.); на втором месте — кабельное ТВ (160 млн руб.), на третьем — выручка от инновационных мультимедийных сервисов (47,7 млн руб.). Телефония не включена в годовой отчет отдельной строкой. Выручка с одного абонента (ARPU) в сетях «ЭР-Телекома» составила 149 руб. К 1 января 2007 года абонентская база выросла до 368,3 тыс. человек, среди которых — 303,5 тыс. подписчиков на услуги кабельного телевидения и 64,8 тыс. пользователей Internet.
Надо сказать, отчет компании не лишен парадоксов. Например, довольно странно, что в сумме число абонентов КТВ и пользователей широкополосного Internet дало ровно 368 333 подписчика. Это означает, что клиенты «ЭР-Телекома» выбирают только какую-то одну из услуг. Иными словами, провайдер не смог реализовать даже модель оказания услуг Double Play, не говоря уже о полноценном «тройном» пакете.
Еще одна нестыковка получается при умножении величины ARPU отдельных видов услуг на соответствующее количество подписчиков. Например, по словам Семерикова, средняя доходность одного пользователя Internet-доступа колеблется в пределах 1,5–2 долл., в зависимости от региона. Тогда совокупная выручка от продажи Internet-услуг должна получиться никак не большей 4 млн руб. Аналогичное несовпадение выявляется и при подсчете выручки от услуг КТВ. Компания рассматривает возможность выхода на IPO, но такие ошибки и нестыковки могут вызвать сомнения у потенциальных инвесторов.
В 2007 году объем инвестиций в развитие бизнеса «ЭР-Телекома» планируется на уровне 1,65 млрд руб. На предоставлении услуг оператор намерен заработать свыше 1,3 млрд руб., что в 3,5 раза превосходит результаты 2007 года. С 2008 года компания должна выйти на позитивный денежный поток, а по итогам 2009 года — впервые получить чистую прибыль. Основные инвестиции будут направляться уже не на инфраструктурные задачи, а на совершенствование сервисной надстройки бизнеса.
Директор московского представительства «ЭР-Телекома» Андрей Горбанов сетует на то, что при развертывании бизнеса в новых городах основной проблемой оказалась не конкуренция с местными операторами кабельных сетей, а противодействие муниципалитетов. Именно они предоставляют право «захода» монтажных бригад в подъезды жилых домов, и этот административный рычаг часто используется не в пользу «агрессивного чужака». Чтобы расположить в себе местные органы власти, компания предлагает организовать на базе строящихся сетей социально-значимые сервисы, такие как видеонаблюдение в общественных местах, телемедицина, высокоскоростное подключение школ.
В Москве и Подмосковье «ЭР-Телеком» пока не собирается строить собственную сеть, хотя планы оператора периодически пересматриваются. Московский офис компании выполняет представительские функции, «сближая» бизнес «ЭР-Телекома» с федеральными органами власти. Первая ласточка такого взаимодействия уже появилась в Перми: МВД РФ стало заказчиком крупномасштабного проекта «Безопасный город», реализованного на базе городской телекоммуникационной сети. Его суть — размещение видеокамер в местах повышенного скопления людей и фиксация с их помощью событий, которые затем могут стать доказательной базой при расследовании уличных преступлений.
Наша справка
Частная компания «ЭР-Телеком» создана в Перми в 2001 году на базе местного телефонного оператора «Элсвязь» и Internet-провайдера «Рэйд-Интернет». В 2004 году в состав акционеров «ЭР-Телекома» вошла Пермская финансово-промышленная группа, сегодня владеющая 70% акций фирмы. В числе миноритарных акционеров значится бывший глава «Уралсвязьинформа» Владимир Рыбакин. Все инвестиционные проекты оператор реализует преимущественно за счет собственных средств акционеров. Сумма привлеченных кредитов на развитие бизнеса не превышает 350 млн руб. Все предприятия, действующие под брендами «ЭР-Телекома» за пределами Перми, являются 100-процентными «дочками» компании.