О преимуществах и возможностях, которые дает внедрение IP-телефонии на предприятиях, сказано и написано немало. Однако легких внедрений не бывает, причем их успех или неудача определяется несколькими аспектами.

Собственно сеть

Решающее влияние на качество голоса и надежность работы телефонной системы оказывает IP-сеть. Первое и основное правило построения корпоративной IP-сети таково: она должна быть мультисервисной, то есть поддерживать необходимые механизмы качества обслуживания. А вот второе правило: каналы связи должны иметь пропускную способность, достаточную для передачи телефонных вызовов. Если каналы арендуются у оператора связи, то необходимо, чтобы он предоставлял услуги передачи данных с поддержкой качества обслуживания.

Для бесперебойной работы системы передачи данных и обеспечения телефонии сетевая инфраструктура должна быть не только мультисервисной, но и исключительно надежной. Отказ функции передачи данных может привести к тому, что корпоративная телефония будет полностью «парализована». Все это порождает необходимость в резервировании элементов ЛВС на магистральном уровне и уровнях агрегации, а при наличии распределенных конфигураций — к тому же резервирования внутригородских и междугородных каналов. Очевидно, что сам сервер, выполняющий коммутацию вызовов, должен быть кластерным.

Сеть передачи данных надо строить с использованием надежного оборудования и ПО. В сетях заказчиков, ранее служивших только для передачи данных, порой обнаруживаются «бомбы замедленного действия» — нестабильные аппаратные компоненты случайных производителей и ошибки в программном обеспечении сетевых устройств. До внедрения IP-УАТС эти ошибки не очень влияют на сервисы передачи данных или вообще незаметны. Но при добавлении в сеть «требовательного» голосового трафика они обуславливают неприемлемое качество передаваемого голоса и плохую устойчивость работы телефонной системы.

Качество передачи голоса

При реализации проектов нужно учитывать, что сама IP-телефонии имеет особенности, способные негативно влиять на качество передачи голоса в территориально-распределенных корпоративных сетях.

Во-первых, качество передачи голоса снижается, если в голосовом тракте осуществляется двукратное и более перекодирование сигнала разными кодеками. Однократное перекодирование (из G.711 в G.729 или наоборот) не влияет на качество передачи и повсеместно используется в корпоративных сетях с филиальной структурой. Многократное перекодирование речи — большая экзотика, и крайне желательно избегать ее с помощью правильно выбранных архитектурных решений.

Во-вторых, для IP-сетей свойственно большее время передачи данных от отправителя к получателю (задержки пакетов), чем для традиционных телефонных сетей. Это — нормальная ситуация, и сами по себе задержки (разумеется, до разумных пределов) не влияют на разговор, если оба абонента пользуются IP-телефонами. Однако если один из них задействует аналоговый аппарат, то при значительной задержке возможно появление эха на противоположной стороне соединения. Эхо возникает и в традиционных сетях, но в TDM-сети сигнал, отраженный от аналогового тракта, возвращается в виде эха гораздо быстрее, поэтому человеческое ухо не воспринимает его как отдельный звук. Для борьбы с эхом в VoIP-шлюзах предусмотрены специальные механизмы эхокомпенсации.

СКС

Очевидно, что подключение к сети IP-телефонов возможно лишь при наличии СКС, поскольку телефоны используют интерфейсы Ethernet 10/100 Мбит/с. Таким образом, зона применения IP-телефонов ограничивается теми зданиями и офисами, в которых уже проложена СКС, а поверх нее организована локальная сеть. «Продление» СКС/ЛВС до удаленных помещений (цех, склад) ради подключения одного-двух IP-телефонов может оказаться неоправданно дорогим. В этом случае следует снабдить удаленных абонентов аналоговыми телефонными аппаратами и подключить их к сети IP-телефонии через шлюзы.

Не следует забывать о сертификации СКС. Применение IP-УАТС позволяет отказаться от двух информационных розеток на рабочем месте, поскольку многие IP-телефоны имеют встроенный коммутатор Ethernet. Так можно снизить расходы на СКС примерно на 50–100 долл. на одно рабочее место. Однако действующие стандарты построения кабельных систем предполагают установку на рабочем месте не менее двух информационных розеток. Решением проблемы становится получение системным интегратором, выполняющим проект, сертификата производителя СКС.

Подключение аналоговых устройств

В корпоративной сети почти всегда есть необходимость в подключении аналоговых устройств, например факсимильных аппаратов и модемов. Комплексное внедрение сервисов IP-телефонии (например, использование факс-серверов) и других средств автоматизации позволяет уменьшить число таких устройств, но в обозримом будущем полностью исключить их из сети не удастся.

Парадоксально, но, будучи устройствами передачи данных, факс-машины и модемы не могут подключаться к сети передачи данных напрямую, а требуют использования аналогового телефонного порта. К тому же всегда есть вероятность того, что понадобится подключить к сети и обычные аналоговые телефонные аппараты — например, размещенные в тех местах, куда ЛВС Ethernet не может «дотянуться» или где нужно применять специальные влагозащищенные или взрывобезопасные устройства.

Для подключения аналоговых устройств к сети IP-телефонии служат шлюзы — отдельно стоящие или выполненные в виде модулей, встраиваемых в другое оборудование (маршрутизаторы). Порт на шлюзе достаточно дорог (100–200 долл.), а предлагаемая номенклатура шлюзов демонстрирует ярко выраженный дефицит устройств на 8–16 портов.

Беспроводная IP-телефония

Технологические ограничения на плотность абонентов при построении беспроводных сетей IP-телефонии на основе радиосетей 802.11a/b/g вызывают затруднения при проектировании «голосовых» WLAN в местах значительного скопления абонентов. Например, это конференц-залы, крупные переговорные комнаты или гостиничные холлы. Решением может стать применение комбинированных решений IP-УАТС и систем стандарта DECT (точек доступа и абонентских устройств). Ряд производителей DECT предлагают точки доступа с прямым подключением к сети IP, а следовательно, к IP-УАТС.

Информационная безопасность

Для защиты серверов коммутации и других компонентов сети IP-телефонии должен применяться весь стандартный арсенал решений для обеспечения информационной безопасности. Этот подход предполагает правильную физическую и логическую организацию сети, а также установку средств информационной защиты, в том числе межсетевых экранов, систем обнаружения атак и антивирусных фильтров.

Нужно последовательно придерживаться важнейшего принципа: всегда изолировать пути передачи голосового трафика от всех видов данных при помощи механизмов VLAN и им подобных. Этот принцип в совокупности с методиками обеспечения информационной безопасности всей корпоративной IP-сети позволяет добиваться стабильности надежной защиты IP-УАТС.

Гарантированное энергоснабжение

Для систем IP-телефонии необходимо гарантированное обеспечение электроэнергией. Стандартное время работы классической УАТС от аккумуляторных батарей при отключении электропитания составляет примерно 4 ч. В сети IP-телефонии электропитание IP-телефонов обычно осуществляется при помощи специальных коммутаторов ЛВС или промежуточных панелей между Ethernet-коммутатором и IP-телефоном, которые инжектируют электрическую мощность в информационную линию (режим inline power). Для достижения такой же автономности, которая свойственна классическим телефонным станциям, к IP-УАТС необходимо подключать системы гарантированного электропитания (ИБП).

Мощность, потребляемая одним IP-телефоном, казалось бы, невелика (менее 10 Вт). Но если сеть насчитывает тысячи аппаратов, гарантированное электропитание должно обеспечивать мощность, составляющую десятки киловатт. Как правило, ее требуется распределять по всем узлам ЛВС. Гарантированное питание необходимо не только коммутаторам ЛВС, к которым непосредственно подключаются IP-телефоны, но и всем узлам ЛВС между точками подключения IP-телефонов и местом размещения IP-УАТС. В крупных корпоративных сетях это становится весьма непростой инженерной задачей.

Не забыть бы…

В процессе инсталляции IP-УАТС необходимо связать MAC-адрес телефонного аппарата и телефонный номер, что обеспечит в дальнейшем известные преимущества управляемости сервисов и мобильности пользователей. При массовой установке телефонных аппаратов сама процедура оказывается весьма трудоемкой. Важно проработать ее организационную сторону, чтобы в условиях цейтнота, часто возникающего при переезде большого количества сотрудников, работа не превратилась в хаос. Одним из вариантов решения проблемы является применение специального оборудования, например считывателей штрих-кодов, для автоматизированного ввода информации о MAC-адресах телефонов. К тому же данный метод позволяет избежать большого количества ошибок при ручном вводе информации.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что период сомнений и колебаний в отношении корпоративной IP-телефонии закончился. Переход к современным решениям, безусловно, выгоден, коммерчески обоснован, а значит, неизбежен.

Сергей Турчин — директор департамента корпоративных проектов АМТ-ГРУП