Тектонические плиты, на которых покоился рынок оборудования для сетей передачи данных, пришли в движение, и наблюдаемые смещения могут радикально изменить его ландшафт.
Как свидетельствует авторитетное агентство Infonetics Research, в 2004 году объем мирового рынка оборудования для корпоративных систем связи и передачи данных составил 57,5 млрд долл. Практически половина этой суммы была получена за счет поставок инфраструктурных продуктов для сетей передачи данных. Остальная часть продаж пришлась на голосовые решения, Call-центры, системы видеоконференц-связи и прочее.
В то время безусловным лидером корпоративного сегмента рынка была Cisco Systems, получавшая 34% всех его доходов. С большим отрывом за ней следовали Nortel и Alcatel. В категории производителей «второго эшелона» самыми успешными считались Huawei и Juniper. Вместе с тем ряд фирм имели (и имеют) прочные позиции в узких сегментах рынка оборудования передачи данных. Например, подразделение HP ProCurve Networking занимало четверть рынка модульных коммутаторов и опережало почти всех конкурентов — за исключением Cisco.
Три года назад в Infonetics предположили, что к 2008-му году объем рынка инфраструктурного оборудования для корпоративных сетей передачи голоса и данных вырастет до 79,8 млрд долл. Нынешние сведения подтверждают справедливость прежних оценок. Вот только вряд ли аналитики могли предвидеть, как изменится количественный и качественный состав игроков в мировом масштабе. Два крупнейших слияния последнего времени (Alcatel с Lucent и Siemens с Nokia) могут в значительной мере повлиять на давно разложенный рыночный пасьянс.
Прогнозировать дальнейшую расстановку сил становится все труднее еще и потому, что структура «большого» рынка решений для сетей передачи данных, вмещающего в себя оборудование операторского класса, во-первых, изначально была иной, а во-вторых, активно трансформируется. По оценкам Infonetics, совокупный объем продаж оборудования для сетей связи и передачи данных достигнет в 2009 году 143,5 млрд долл. Около года назад на нем лидировала (по объему выручки) все та же Cisco с долей 19%, на втором месте была Nortel, на третьем — Huawei, а затем следовали Alcatel и Siemens. Однако ситуация стремительно меняется, и, по некоторым данным, Huawei уже вышла на вторую позицию.
Ситуацию запутывает неопределенность позиции Huawei в отношении рынка корпоративных систем передачи данных. Около трех лет назад китайский производитель объявил о создании совместного предприятия с 3Com, в котором он сконцентрировал свои линейки продуктов корпоративного класса. Но недавно 3Com выкупила долю Huawei в этом СП. Пока неясно, как в дальнейшем поведет себя Huawei. Не исключено, что компания возобновит наступление на корпоративный рынок систем передачи данных. В таком случае предсказания о будущем рынка вряд ли окажутся более точными, чем деревенские гадания на кофейной гуще.