Отечественный кинематограф переживает триумфальный подъем. В многочисленных кинозалах демонстрируются все новые и новые картины, что приносит продюсерам неплохие барыши. И пусть еще ни один из них не сумел побить кассовые сборы от показа обоих «Дозоров» («дневного» и «ночного»). Благодарный российский зритель «на ура» воспринял и такие фильмы, как «Бумер», «Мертвые дочери», «Жмурки», «Волкодав» или «Жара».
Создатели массовых кинопродуктов чаще всего не претендуют на признание интеллектуалов от искусства, им достаточно популярности у публики и приличных гонораров. Наверное, поэтому многие отечественные новинки проката похожи, как близнецы. Их авторы снимают одних и тех же актеров, используют схожие сюжетные повороты, привлекают аудиторию простыми понятными приемами.
Одним из самых «горячих» трендов является появление на экранах современных ИТ-устройств (ноутбуков, телефонов, плейеров, фотокамер) — верных помощников персонажей кинолент. Неизменными спутниками агента 007 в разных сериях «Бондианы» были устройства Motorola и Sony Ericsson. В картинах «Дьявол носит Prada», «Секс в большом городе» и «Клан Сопрано» в качестве модных аксессуаров фигурируют трубки Motorola. В «Человеке-Пауке», «Возвращении Супермена» и «Отступниках» оставили свой след мобильные терминалы Samsung.
Поскольку мобильные технологии ориентированы на массового пользователя, неудивительно, что производители стремятся рекламировать их на широких экранах. Данный прием получил название product placement («продакт плейсмент»). Он хорошо известен за рубежом, но в отечественной киноиндустрии начал использоваться не так давно. Своеобразный рекорд в данной сфере поставил около трех лет назад фильм «Антикиллер-2», больше похожий на рекламный ролик продуктов Panasonic, нежели на художественное произведение. В нем «засветились» ноутбуки, радиостанции, компьютеры, телевизоры, а также мобильные телефоны серий Х70, G60 и GD87 с лейблом японского производителя.
В «Ночном дозоре» нашлось место телефонам Nokia и косвенному упоминанию о компании МТС: номера, отображаемые на мобильниках героев, начинаются преимущественно с кодов «916» и «910». В «Дневном дозоре» product placement высоких технологий представлен более скромно, но и в этой картине появляется новый аппарат Nokia 9950. В романтической комедии «Питер FM» мобильный телефон Samsung E800С вообще стал активным участником сюжета: он оказался единственным связующим звеном между молодыми людьми, пытающимися найти друг друга.
Феномен product placement в отечественном кино пока только набирает обороты. Нашим кинопроектам далеко до «успехов» зарубежных картин, в чьи сюжеты легко и умело вовлекаются не только высокотехнологичные продукты, но и предметы обихода, украшения, парфюмерия, автомобили и самолеты. Зато местные профессионалы стараются компенсировать недостаток масштабов и опыта необычными ходами.
Интересный подход к рекламе своей продукции при помощи массового искусства предложила Nokia. В начале весны она провела фестиваль мобильного кино Nokia Live Art под девизом «Живое кино. Живое общение». В рамках этой инициативы лучшие студенты ВГИКа в течение двух недель снимали свои концептуальные короткометражные работы при помощи мультимедийного смартфона-компьютера Nokia N93. Тема конкурсных работ и концепция мероприятия звучала так: «Навстречу друг другу».
Создатели N93 утверждают, что его возможности позволяют любому желающему заняться творчеством, примерить на себя роль режиссера и клипмейкера. Рекомендации тем, кто хочет создать интересный мультимедийный продукт, содержатся на страничках сайтов sozdaikino.ru и nseries.com в разделе Studio. Кстати, тесты специалистов подтверждают, что Nokia N93 — один из немногих терминалов, позволяющих создавать видеоконтент приличного качества. Авторы исследования, опубликованного на портале mobile-review.com, вообще утверждают, что этот смартфон на платформе S60 стал первым устройством, которое способно в режиме реального времени масштабировать размер кадра и выводить итоговую картинку на экран без графических артефактов. Таким образом, product placement перешел на новый уровень: устройство уже не входит в видеоряд, а служит для его создания. Станет ли эта тенденция массовой — покажет время.
Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru