Домашних пользователей еще только предстоит убедить в необходимости и полезности видеотелефонной связи.
Мечтать о видеотелефоне сейчас почти так же абсурдно, как лет 30 назад, когда большинство людей в нашей стране с трепетом ждали установки в квартире самого обычного телефонного аппарата. Только теперь причина этого — прямо противоположная: за достаточно короткое время видеотелефонная связь стала вполне доступной, и потому не может являться предметом мечты. Почти любой из 3 млн российских пользователей ПК со скоростным выходом в Internet может без значительных затрат установить Web-камеру, специальное программное обеспечение (бесплатный Softphone) и получить виртуальный видеотелефон в свое полное распоряжение.
Тем не менее видеотелефония не стала популярной даже среди обладателей «навороченных» ПК, подключенных к Глобальной сети на приемлемой для передачи видеоданных скорости. Ее применяют, в основном, ИТ-специалисты и страстные любители всяческих новинок. Энтузиасты постепенно вовлекают в свой круг видеотелефонного общения друзей и знакомых, но он все равно остается достаточно ограниченным.
Планы для видеосвязи
Пока не совсем ясно, за счет чего эта ситуация может кардинально измениться. Тем не менее прорицания о скором вхождении видеотелефонии в каждый дом не умолкают. В бизнес-среде появляются подвижники, коих не смущает сегодняшняя непопулярность видеосвязи. Они планируют осуществить прорыв на рынке, будущее которого пока сложно оценить с достаточной достоверностью.
Например, петербургский сервис-интегратор «Активные Бизнес Системы» («АБ-Системс») недавно начал продвигать услуги видеофонии. Представители компании утверждают, что обладают правами на торговую марку Videofon.
«АБ-Системс» с 2005 года занимается созданием корпоративных порталов, построением корпоративных телекоммуникационных сетей, проектированием и техническим обслуживанием ИТ-инфраструктуры предприятий. Офисы фирмы расположены в нескольких российских городах. «С целью обеспечения связи между нашими подразделениями мы решили построить единый центр коммуникаций для всех видов сообщений с использованием видеовызовов. Решая эту задачу, мы попутно выяснили, что на отечественном рынке нет компаний, которые предлагают системы для создания такого центра», — рассказал директор по развитию «АБ-Системс» Алексей Гусев.
Когда единый центр коммуникаций был построен собственными силами, специалисты компании решили, что разработанный ими функционал в разных комбинациях нужен многим другим предприятиям и отдельным людям для более полноценного общения на расстоянии. Гусев уверен, что кроме «АБ-Системс» услуги видеофонии на российском рынке пока никто не предлагает. Под видеофонией в данном случае подразумевается сервис нового поколения, позволяющий объединить все услуги IP-коммуникаций в одном пользовательском устройстве.
Заявление об уникальности услуг «АБ-Системс» — достаточно смелое. Из перечня предлагаемых компанией сервисов пока сложно вычленить функционал, который невозможно получить у других провайдеров. Гусев говорит, что альтернативные варианты, как правило, подразумевают самостоятельный выбор пользователем программного обеспечения и оборудования. В отличие от конкурентов, «АБ-Системс» предлагает не инструменты для решения задач, а готовые пакеты услуг, адаптированные к разным потребностям клиентов. Компания сформировала восемь тарифных планов: «Базовый», «Стандарт», «Стандарт+», VIP, АТС, «Call-центр», Help desk и «Отдел продаж».
Аппарат для имиджа
По словам Гусева, услуги видеофонии от «АБ-Системс» рассчитаны на все слои общества — от друзей и родственников, находящихся вдали друг от друга, до крупных компаний и организаций. Однако при столь широком охвате для продвижения сервиса требуются огромные ресурсы, которых, скорей всего, у «АБ-Системс» нет.
Частным лицам компания пока ничего принципиального нового не предлагает, если не считать видеотелефона зарубежного производства, при наличии которого, как выразился Гусев, «не нужно использовать ПК». Почему такой аппарат необходим дома вместо компьютера или в дополнение к нему, он не объяснил. При этом ноутбук стоит примерно столько же (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов) и может использоваться, в том числе, как видеотелефон.
Даже вполне благополучные в финансовом отношении компании предпочитают обходиться без лишних затрат. «Для видеосвязи между тремя нашими офисами мы купили Web-камеры и подключились к Skype. С видеотелефонами мы вряд ли получили бы что-то существенно важное, но потратили бы на порядок больше денег», — говорит руководитель филиала одного из российских системных интеграторов.
Тем не менее видеотелефоны как отдельные устройства все же имеют свою нишу на рынке. В Россию они поставляются не первый год, но их производители на массовый спрос пока не рассчитывают. «Видеотелефон — это, прежде всего, имидж и подтверждение высокого статуса пользователя. Руководитель крупного предприятия, ведущий переговоры с зарубежными партнерами или дающий указания подчиненным, будет несолидно выглядеть с гарнитурой на голове», — утверждает Павел Быстров, менеджер по работе с VIP-клиентами российского представительства Cisco.
Не хотят!
Возможно, некоторые топ-менеджеры и считают, что несолидно представать перед друзьями и партнерами с такой гарнитурой, а вдобавок могут себе позволить купить видеотелефон. Однако для рядовых граждан появление перед близкими и родственниками в наушниках не является чем-то из ряда вон выходящим. К тому же, гарнитура — не обязательный атрибут видеосвязи.
При покупке Web-камеры вполне приличного качества можно уложиться в 50 долл. Сам звонок по пиринговым сетям, как правило, бесплатен. Тем не менее в большинстве случаев возможность организации видеотелефонной связи владельцами ПК не используется. Сергей Жидких, генеральный директор финансовой компании «Балт-груп», которая является учредителем петербургского оператора IP-телефонии «Телфин», объясняет, что такой вид связи не очень нужен массовому пользователю. По его словам, видеозвонки через Internet — уже не в диковинку, и соответствующие услуги предлагают многие фирмы.
«Компания «Телфин» запустила видеотелефонию как дополнительную услугу в начале 2004 года, почти сразу после начала своей работы, — рассказывает Жидких. — Стоит эта услуга столько же, сколько и обычная IP-телефония. Внутри сети «видеозвонки» у нас, как и у Skype, осуществляются бесплатно. Проблема здесь — в другом: как оказалось, эта услуга пользуется не очень большим спросом. Ну не хотят люди, чтобы их видели во время телефонного разговора! Я слышал, что в США разорилось множество фирм, специализировавшихся на видеотелефонии».
Растворилась в IP-технологиях
Специализация на видеотелефонии, вероятно, оправданна только в исключительных случаях. Эта связь стала доступна широкому кругу людей благодаря IP-технологиям и, фактически, в них растворилась.
«На Северо-Западе мы отслеживаем лишь продажи систем IP-коммуникаций. Рост этих продаж в прошлом году составил 40%. Для нас главное, чтобы получали большее распространение IP-технологии. Если какая-то компания перейдет с традиционной на Internet-телефонию, то в дальнейшем, если понадобится, она сможет легко запустить и видеотелефонию. Переделка уже имеющейся системы коммуникаций не потребует значительных усилий», — считает Быстров.
То же самое, и даже в большей степени, касается IP-телефонии, которая продвигается в частном секторе. Программистам несложно добавить к софтфону, который прежде служил только для голосовой связи, дополнительные кнопки для видеосвязи и экран. Однако среди обычных пользователей Internet приверженцев видеотелефонии немного.
Например, в конце 2005 года компания Santa Cruz Networks объявила о выходе новой версии ее разработки Festoon, которая позволяет пользователям Google Talk и Skype совершать видеозвонки из одной сети в другую. Однако на российском сайте Google если и имеется упоминание о предоставляемой услуге видеотелефонии, то оно тщательно запрятано. То же самое касается сайта «Телфина». Сервис Skype с этой точки зрения более прозрачен: на сайте фирмы легко найти программу для организации видеосвязи, установить ее и подключиться, следуя простым рекомендациям. Этим, вероятно, объясняется большая популярность сервиса среди рядовых пользователей.
Судя по всему, время для продвижения видеотелефонии в частном секторе еще не пришло. Операторы, включая Skype, в первую очередь ориентированы на популяризацию обычной IP-телефонии и предоставление услуг (в частности, видеоконференц-связи) компаниям.
Не все этапы пройдены
Аналитик компании iKS-Consulting Татьяна Толмачева уверена, что видеотелефония как услуга для домашних пользователей имеет будущее: «Нежелание некоторых пользователей видеть друг друга не является основным препятствием к ее широкому распространению. Понятно, что с теми людьми, с которыми встречаешься часто, видеосвязь не особо требуется. Но для общения с друзьями и родственниками, находящимися в других городах и странах, видеотелефония нужна. Теоретически, она должна улучшить нашу жизнь. Однако всему свое время». Любая новая технология развивается 15–25 лет, поэтому видеотелефония просто еще не прошла определенные этапы созревания, заверяет Толмачева. Необходимо время, чтобы на рынке появилось соответствующее абонентское оборудование, а его участники отработали бизнес-модели предоставления услуги.
Популярность видеотелефонии сильно зависит от развития высокоскоростного доступа к Internet. В Москве пик роста в этом сегменте рынка, вероятно, уже пройден. В Санкт-Петербурге он, как ожидается, будет достигнут в текущем году. В других регионах потребуется еще примерно два года, чтобы широкополосные подключения набрали критическую массу. Активное продвижение видеотелефонии среди домохозяйств может начаться, лишь когда образуется критическая масса пользователей Internet со скоростным доступом.
Впереди рынка
Аналитики отмечают, что серьезной доработки технологии передачи видеовызовов уже не требуется. В принципе, она была готова к массовому применению еще до того, как Skype вывела на рынок в 2005 году услугу видеосвязи. Доработать довольно примитивное программное обеспечение, заменяющее стационарный видеотелефон, и интегрировать его с разными системами связи можно оперативно, в зависимости от потребностей рынка.
Технологии видеовызова готовы даже для мобильной связи. «МегаФон» еще в конце 2005 года осуществил первый в России видеозвонок между двумя абонентами с использованием сотовых телефонов. Соответствующие трубки уже представлены на российском рынке, но упомянутую демонстрацию следует рассматривать лишь как эксперимент, рассчитанный на отдаленную перспективу.
«Для того чтобы реализовать мобильную видеотелефонию, необходимо соблюдать несколько условий. Во-первых, на рынке должны быть доступны высокотехнологичные терминалы с быстрым процессором, большим объемом оперативной памяти, отлаженным программным обеспечением, широким экраном, мощной и одновременно крошечной видеокамерой. Во-вторых, нужна высокая скорость передачи данных с терминала в сеть. Совместно с рядом производителей мы работаем над созданием высокоскоростных смартфонов. В-третьих, мы планируем наращивать скорость передачи данных в сети «Скай Линк». Тем не менее говорить о скором распространении мобильной видеотелефонии еще рано», — считает Кирилл Волошин, начальник отдела по связям с общественностью компании «Дельта Телеком» (владельца торговой марки «Скай Линк» в Санкт-Петербурге).