Первый из членов «большой сотовой тройки» подвел итоги своей деятельности в 2006 году.
В конце марта исследовательская компания Eastern Management Group обнародовала список 50 крупнейших сотовых операторов мира в 2006 году. При составлении этого ежегодного рейтинга анализируются объемы выручки операторов в 200 странах. На сей раз первое место заняла японская компания NTT (ее выручка достигла 95 млрд долл.), а за ней «выстроились» Verizon Communications, AT&T, Deutsche Telekom, Telefonica, France Telecom и Vodafone Group. В список попала единственная российская фирма, «Мобильные ТелеСистемы», занявшая предпоследнее место.
В России МТС занимает прочные позиции и является лидером «большой тройки» сотовых операторов, в которую также входят «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и «МегаФон». Именно эти три игрока, по прогнозам аналитиков, в ближайшее время «поделят» между собой оставшихся жителей страны, которые пока не пользуются услугами сотовой связи. Таковых к началу марта насчитывалось не более 15 млн человек.
По сведениям агентства AC&M Consulting, уровень проникновения мобильной связи достиг 105% (по числу SIM-карт у населения). Однако если речь идет о реальном использовании мобильных телефонов, результаты получаются иными. Как считает вице-президент МТС и директор подразделения «МТС Россия» Михаил Шамолин, уровень проникновения составляет примерно 70%. В ближайшее время он может увеличиться до 85%, а затем изменяться уже не будет. «Мировая практика не раз показывала наличие естественной границы проникновения услуг, — заявил Шамолин. — Придет время, когда потенциальных абонентов практически не останется».
По итогам 2006 года МТС сохранила лидирующие позиции в России с долей рынка примерно 34% (по числу обслуживаемых абонентов). На Украине доля МТС еще больше — 41%, а на рынках Узбекистана и Туркменистана компания занимает, по ее собственным оценкам, 58 и 83% соответственно. За год консолидированная абонентская база МТС увеличилась на 14,7 млн человек, из которых 7 млн пришлись на Россию. К 28 февраля 2007 года она имела 73,79 млн пользователей. Стоит отметить снижение коэффициента оттока абонентов с 6,4% в III квартале до 5,1% в IV квартале 2006 года, но в целом за минувший год этот показатель вырос с 20,7 до 23,3%.
Средний ежемесячный трафик в пересчете на одного абонента (MOU) в прошлом году немного увеличился (до 129 мин), тогда как показатель ARPU снизился с 8,4 до 7,9 долл. Чистая прибыль «Мобильных ТелеСистем» увеличилась по сравнению с 2005 годом на 10,6% — до 1,246 млрд долл. (без учета списания 150 млн долл. за несостоявшуюся покупку акций киргизского GSM-оператора BiTel). Консолидированная выручка увеличилась на 27,4% (до 6,384 млрд долл.), а показатель OIBDA — на 27,2% (до 3,229 млрд долл.). Маржа OIBDA снизилась всего на 0,1 процентный пункт, до 50,7%. Операционная прибыль МТС достигла 2,133 млрд долл., превысив на 30,7% показатель 2005 года.
Комментируя работу своей фирмы в 2006 году, президент МТС Леонид Меламед сказал: «Это был год существенных изменений как на рынке, так и внутри компании. Трансформация конкурентной среды потребовала от нас нового подхода к ведению бизнеса». Одним из главных изменений, по его мнению, стал ребрендинг МТС. Он стартовал в мае 2006 года, в рамках вывода на рынок сквозного бренда группы «Система Телеком» (дочернего холдинга АФК «Система», отвечающего за управление телекоммуникационными активами). Как убежден Меламед, изменение логотипа, фирменного стиля и оформления офисов продаж стало отражением масштабной внутренней трансформации бизнеса МТС, в основе которой — переход от технологичной к клиент-ориентированной бизнес-модели, характерной для зрелых рынков.