Когда бизнес в области высоких технологий был в России уделом энтузиастов, на него не обращали особого внимания ни видные политики, ни рядовые чиновники. Благодаря этому отечественная ИКТ-отрасль стремительно развивалась, и зарубежные капиталисты решили, наконец, что отдача от инвестиций в высокотехнологичный сектор российской экономики превосходит возможные риски. Наслаждение рыночной свободой длилось недолго: судьба подросшей до десятков миллиардов долларов отрасли «озаботила» государственных мужей и стала разменной монетой в большой игре.
Запущенная накануне реформа надзорных органов власти лишь подчеркивает общую тенденцию политизации сферы ИКТ. Президент РФ Владимир Путин внезапно издал указ о преобразовании Россвязьнадзора путем его слияния с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Впрочем, неожиданным и противоречивым данное решение кажется лишь людям, не посвященным в таинства большой политики. Им приходится оценивать это событие, опираясь на реалии 2004 года, когда задумывался масштабный переход к трехуровневой иерархической модели государственного управления (министерства — федеральные агентства — федеральные службы).
В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере связи говорится, что этот орган исполнительной власти осуществляет контроль и надзор в сфере информационных технологий и связи и находится в ведении Мининформсвязи РФ. Аналогичный орган был у Министерства культуры и массовых коммуникаций, но найти что-то общее в деятельности двух федеральных служб очень сложно. Сложно понять, как в рамках единой госструктуры можно совместить выдачу лицензий и радиочастот операторам связи с мероприятиями по сохранению культурных ценностей и традиций. И кем должен быть руководитель такого ведомства, чтобы одинаково хорошо разбираться в «физике» и «лирике»?
Но, оказывается, такая логика безнадежно устарела. На дворе — 2007 год, грядут очередные президентские выборы, а потому государству нужен орган, который сумеет взять под свой контроль и телекоммуникационные/телевизионные сети, и циркулирующий в них контент. Новая служба под интригующим названием Росмасскоммуннадзор будет подчиняться не какому-нибудь министерству, а непосредственно двум вице-премьерам, которых в народе считают основными претендентами на пост Президента РФ. И не беда, что «двухголовый» Росмасскоммуннадзор — искусственно выведенный и, скорее всего, нежизнеспособный гибрид. Он даст претендентам эффективный административный ресурс, который, убеждены политтехнологи, они не смогут обратить друг против друга. А тотальный контроль над информацией и средствами ее передачи — лучший способ исключить любые политические неожиданности.