«Голден Телеком», один из крупнейших российских альтернативных операторов фиксированной связи, начал 2007 год с объявления о запуске двух масштабных телекоммуникационных проектов — выхода на рынок услуг дальней связи и перевода в режим коммерческой эксплуатации сети Golden Wi-Fi в Москве.

Среди компаний, получивших лицензию на оказание услуг дальней связи, «Голден Телеком» изначально рассматривался экспертами как один из ключевых игроков. В то же время, как мы неоднократно писали, наличие такой лицензии еще не означает возможность немедленно приступить к предоставлению услуг. Основным камнем преткновения для операторов стало выполнение довольно жестких технических требований: это организация точек присоединения зоновых операторов во всех субъектах РФ, построение транзитных узлов междугородной связи в семи федеральных округах и т.д.

У «Голден Телекома» на выполнение указанных требований ушло без малого полтора года, хотя на само строительство федеральной транзитной сети понадобились считанные месяцы (с сентября 2005 года по февраль 2006-го). Как бы то ни было, 15 декабря минувшего года приказом Мининформсвязи оператору присвоены коды доступа 51 и 56, на основе которых будут предоставляться услуги междугородной и международной связи соответственно. А 28 января 2007 года приказ вступил в силу. Уже на следующий день, не выдержав месячной паузы, которая формально дается компаниям, чтобы они успели приступить к оказанию услуг, «Голден Телеком» стал третьим отечественным оператором дальней связи. Теперь 32 млн частных абонентов и 1,5 млн предприятий могут выбрать его своим оператором при междугородных и международных звонках.

Федеральная транзитная сеть «Голден Телеком» на 30% состоит из волоконно-оптических и на 30% — из спутниковых линий связи самого оператора. Оставшиеся 40% линий фирма арендует у «Ростелекома» и «ТрансТелеКома». Сегодня «Голден Телеком» располагает разрешениями на эксплуатацию сетей зоновой связи в шести регионах страны (Калининград, Сахалин, Санкт-Петербург, Красноярск, Москва, Псков) и на эксплуатацию зоново-транзитных узлов в Самаре и Екатеринбурге. В текущем году к ним прибавятся сети зоновой связи еще в 19 регионах.

Согласно оценкам аналитиков оператора, в 2010 году объем рынка дальней связи в нашей стране вплотную приблизится к 5 млрд долл. (см. рисунок). «Голден Телеком» рассчитывает занять на нем 20-процентную долю. Такие планы можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство. В январе о своих претензиях на 15–20-процентную долю в данном рыночном сегменте заявили сразу шесть-семь операторов. Александр Виноградов, президент «Голден Телекома», считает это недвусмысленным указанием на то, что российский рынок дальней связи сильно недооценен, а следовательно, доходы операторов окажутся куда больше запланированных.

Насколько наигран подобный оптимизм, станет ясно через пару лет. Пока же руководители компании не устают повторять, что в качестве единственного конкурента на рынке дальней связи они рассматривают лишь существенного оператора (т.е. «Ростелеком») и не интересуются действиями остальных компаний в силу незначительных объемов их бизнеса.

Минувший год ознаменовался для «Голден Телекома» активным развитием дистрибьюторской сети. Оператор имеет более 4 тыс. агентов и примерно 30 тыс. точек продаж по всей России. Среди других его конкурентных преимуществ руководители «Голден Телекома» называют более чем 15-летний опыт непосредственной работы с абонентами, самую обширную базу корпоративных клиентов и грамотную тарифную политику. По словам Жана-Пьера Вандромма, главного управляющего «Голден Телекома», тарифы оператора на международную связь будут на уровне 90%, а на международную связь — на уровне 35–90% расценок «Ростелекома». В компании не исключают также введения безлимитных тарифов на дальнюю связь, составляющих примерно 20 долл. в месяц, что стало бы беспрецедентным шагом для этого сегмента отечественного рынка.

Маркетинговая стратегия «Голден Телекома» традиционно направлена на обслуживание представителей бизнеса и высокодоходных частных абонентов. В дальнейшем оператор намерен расширить свою деятельность за счет обслуживания частных лиц, которые получат доступ к услугам бизнес-класса по приемлемым ценам. Успеху этого начинания должно способствовать активное присутствие «Голден Телекома» в 17 из 20 крупнейших городов России. Сейчас на его долю приходятся 14% всего трафика местной связи в Москве и Санкт-Петербурге, 16% — в Екатеринбурге, 21% — в Самаре, 23% — в Нижнем Новгороде, 33% — в Красноярске. Выйдя на рынок дальней связи и установив конкурентоспособные тарифы, оператор надеется, что сегодняшние абоненты останутся лояльными к нему и при совершении звонков в другие города и страны.

Не менее агрессивна политика «Голден Телекома» на столичном рынке широкополосного доступа. В то время как многие компании приступили к строительству сетей на базе технологии WiMAX, «Голден Телеком» решил обеспечить полное покрытие Москвы сетью Wi-Fi (подробнее см. «Сети», 2007, № 1, с. 22). На январской пресс-конференции руководители компании рассказали о некоторых дополнительных деталях проекта, а главное, объявили, что сеть Golden Wi-Fi вводится в коммерческую эксплуатацию с 1 февраля текущего года.

На конец января в ней насчитывалось более 6700 точек доступа, а зона покрытия охватывала около 800 тыс. из 3,9 млн столичных домохозяйств. Строительство сети продолжается, еженедельно компания устанавливает около 20 новых точек доступа. Согласно ее планам, к концу года сетью ШБД будут охвачены 1,13 млн домохозяйств, т.е. примерно треть их общего числа.

Высокий спрос на услуги ШБД со стороны потенциальных абонентов позволяет Вандромму прогнозировать, что через три года в сети Golden Wi-Fi будет 300–400 тыс. постоянных пользователей. Способствовать успеху должны и тарифы, которые были официально анонсированы за несколько дней до запуска сети в эксплуатацию и вполне соответствуют сегодняшней стоимости услуг широкополосного доступа на основе других технологий. Безлимитный доступ обойдется абоненту Golden Wi-Fi в 500 руб. в месяц, а повременная тарификация установлена на уровне 100 руб. в час (последний вариант рассчитан преимущественно на гостей столицы).

Оба проекта «Голден Телекома» отвечают стратегическому курсу компании на перемещение в сегмент частных пользователей. Именно с его реализацией руководство оператора связывает дальнейший рост бизнеса, совокупная выручка которого к 2010 году должна достичь 1 млрд долл. Компания планирует остаться вторым (после «Связьинвеста») оператором на рынке фиксированной связи и делить первое-второе места в сегменте услуг широкополосного доступа.


Только цифры

О перспективности отечественного рынка широкополосного доступа свидетельствуют следующие оценки. Сегодня в Москве — примерно 1 млн пользователей услуг широкополосного доступа. Ожидается, что к концу 2010 года эта цифра удвоится, а объем данного рыночного сегмента в денежном выражении достигнет 400 млн долл. В России через три с небольшим года будет около 9 млн подписчиков на такие услуги, которые в 2010 году принесут операторам 1,6–1,7 млрд долл.


А зачем вам лицензия?

В то время как очередной отечественный оператор объявил о выходе на рынок «традиционных» услуг дальней связи, в России сохраняется множество компаний, предоставляющих подобные услуги по технологии IP-телефонии. Причем речь идет не о провайдерах, которые не выпускают пакетный голосовой трафик из сетей передачи данных (что не запрещено законом), а об операторах, задействующих для передачи такого трафика телефонные сети общего пользования.

Это полностью противоречит правилам, принятым около двух лет назад. Более того, возглавляют ряды подобных фирм не кто-нибудь, а филиалы «Сибирьтелекома» и «Уралсвязьинформа», «Таттелеком», московский филиал «ЦентрТелекома» и другие предприятия МРК. Указанные компании, обеспечивая сервисы связи вне зоны действия своих лицензий, именуют их услугами «звонков на дальние расстояния», «пропуска голосового телематического трафика через Интернет по России, в страны СНГ и дальнего зарубежья» и т.п.

В материале на эту тему, опубликованном в середине января агентством Прайм-ТАСС и затем появившемся на некоторых Web-сайтах, любопытнее всего — комментарии представителей Россвязьнадзора. По их мнению, речь идет вовсе не об услугах дальней связи, а о передаче речевой информации по сети передачи данных, тогда как телефонная сеть используется исключительно для доступа к сети телематических служб. Если верить этому толкованию, для обслуживания «звонков на дальние расстояния» оператору достаточно иметь лицензии на услуги телематических служб и передачи голосовой информации в СПД. А главное, не надо тратить многомиллионные суммы на выполнение технических требований к телекоммуникационной инфраструктуре.

Ключевые требования регулятора, поставившие деятельность многочисленных операторов IP-телефонии вне закона, гласили, что при передаче голосовой информации по СПД голосовая связь может осуществляться только между абонентскими IP-устройствами, и соответствующий трафик не должен выходить в ТфОП. Однако сейчас эти требования оказались полностью дезавуированными, а титанические усилия операторов, попытавшихся честно выполнить условия выхода на рынок дальней связи, — обесцененными.

Впрочем, в «Голден Телекоме» воспринимают происходящее с оптимизмом. Отвечая на вопрос автора этих строк, президент компании Александр Виноградов предположил, что официальные органы просто еще не разобрались в ситуации и через некоторое время позиция Россвязьнадзора по данному вопросу подвергнется коррекции. Что ж, стоит подождать!