Двадцатый век принес с собой высокие технологии, которые позволили значительно изменить жизнь людей. Благодаря им развлечения тоже перешли на качественно новый уровень.
Первые компьютерные игры появились в 1950-е годы (правда, еще в 1942 году Томас Голдсмит Младший и Истл Рей Менн создали их прародительницу — симулятор ракеты). Тогда они работали на осциллографах, университетских мэйнфреймах и компьютерах EDSAC. Начало цифровой эпохи в сфере развлечений ознаменовалось появлением в 1952 году программы, умеющей играть в «крестики-нолики». Подобные разработки постепенно обрастали все новыми функциями; совершенствовались и технические возможности вычислительных платформ. Бум компьютерных игр пришелся на 90-е годы, когда появились ставшие культовыми продукты с применением 3D-графики Quake, RTS Starcraft, Half-life, EverQuest, Freespace.
Сейчас количество игровых продуктов столь велико, что их классифицируют по жанрам: трехмерные шуттеры (от англ. shoot — «стрелять»), аркады с нарочито примитивной реализацией, симуляторы, стратегии, спортивные, ролевые, логические, обучающие и развивающие игры, наконец, адвенчуры (игры, связанные с путешествиями и приключениями). Участвовать в игровом действе можно как в одиночку, так и группами.
Среди геймеров весьма популярны массовые игры по электронной почте или через Web. Подключаться к сетевым сеансам могут от десятков до тысяч человек. В конце прошлого года на портале rambler.ru до 31 декабря «росла» виртуальная елка. Ее нужно было украшать волшебными предметами, которые приходилось разыскивать на страницах ресурса. Победители игры сумели найти наибольшее количество предметов. Эти счастливчики получили призы от Rambler, а их виртуальные новогодние открытки были размещены на страницах портала. Отметим, что в конце 2005 года rambler.ru одним из первых в Рунете запустил массовую игру для посетителей: они выращивали виртуального петушка-тамагочи. Затем, уже накануне 8 марта, можно было создать уникальный цветок для своей любимой.
Такого рода игры предлагаются не только пользователям компьютеров, но и владельцам игровых приставок, смартфонов, мобильных телефонов. В портфелях всех крупных операторов имеются разнообразные мультимедийные развлечения, доступные для скачивания за определенную плату. Иллюзию совместной игры позволяют создавать и SMS-сервисы — викторины, «бродилки», «загадки», помощь виртуальным «друзьям», общение с новыми знакомыми и т.д.
Не так давно у любителей острых ощущений появилась новая возможность скрашивать свои будни. Участниками массового развлечения под названием Encounter (от англ. «столкновение») стали уже 300 тыс. человек на Украине, Кипре, в России, Беларуси, Прибалтике, Казахстане, Кыргызстане, США и Чехии. Любой желающий может присоединиться к проекту, зарегистрировавшись на специализированном сайте и выплатив необходимый взнос.
Каждая игра в стиле Encounter имеет свой сюжет. Например, осенью были реализованы тематические проекты по мотивам фильмов Квентина Тарантино «От заката до рассвета», «Четыре комнаты», «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Убить Билла». Участники игры выполняли задания организаторов, перемещаясь по территории Москвы и Подмосковья и используя мобильную связь, Internet, GPS-навигацию. Поддержку перечисленных проектов обеспечил CDMA-оператор «Скай Линк» в рамках акции, ориентированной на демонстрацию возможностей сервиса Sky Turbo. Игроки получали мобильный высокоскоростной доступ к Сети и могли пользоваться видеосервисами оператора связи.
Все заинтересованные лица могут следить за ходом игр Encounter на ресурсе mo.en.cx либо принять участие в проектах. Любителям реального экстрима предоставляется и возможность стать организаторами подобных мероприятий в других городах России. Стоимость создания домена типа «имя.en.cx» (адреса сайта, на котором будут проходить игры) составляет всего 10 долл.
Вероятно, в ближайшее время число участников городских экстремальных развлечений с использованием высоких технологий будет только расти, ведь современному человеку так много для счастья надо.
Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru