Прошедший год ознаменовался для России долгожданным расцветом рынка широкополосного доступа.
В сегмент ШПД наконец-то хлынул мощный поток инвестиций. К активному внедрению услуг и строительству сетей приступили как частные, так и государственные предприятия связи, причем не только в столице, но и в регионах. Ряд экспертов сравнивают сегодняшнее состояние рынка ШПД с состоянием рынка мобильной связи пятилетней давности.
По данным агентства J?son&Partners, в декабре 2005 года число домашних пользователей сетей ШПД в России составляло 1,2 млн. Через шесть месяцев оно выросло до 1,8 млн, а в конце минувшего года количество широкополосных подключений домовладений оценивалось на уровне 2,5 млн. Таким образом, совокупная абонентская база отечественных операторов ШПД за прошедший год более чем удвоилась.
Исследовательская фирма iKS-Consulting тоже назвала одной из главных тенденций 2006 года динамичное развитие услуг ШПД (увеличение на 41% в денежном выражении). По ее данным, в прошлом году суммарная емкость российского рынка фиксированной связи равнялась 13 млрд долл., из которых 9% (1,17 млрд) обеспечивали услуги доступа к Internet. Доля широкополосных услуг составляла, по некоторым оценкам, примерно 1 млрд долл.
Признанным лидером массового рынка ШПД в России является группа «Комстар-ОТС», входящая в холдинг «Система Телеком». В Москве она представлена компанией «МТУ-Интел», переименованной месяц назад в «Комстар-Директ». Построив наложенную сеть на базе медной инфраструктуры МГТС (по технологии ADSL), в конце 2006 года «Комстар-Директ» обслуживала 394 тыс. столичных домохозяйств.
Важнейшим событием российского рынка ШПД в уходящем году следует считать создание холдингом «Система Телеком» объединенного оператора мультимедийных услуг. Им стало дочернее предприятие ЗАО «Стрим-ТВ». Эта компания контролирует деятельность 31 провайдера услуг платного кабельного телевидения и Internet-услуг более чем в 25 городах России. Среди них — Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Саратов, Ростов-на-Дону, Тверь, Ульяновск, Кемерово, Краснодар, Астрахань, Вологда, Воронеж и другие центры субъектов РФ.
Сети региональных операторов, контролируемые «Стрим-ТВ», охватывают 3,1 млн домохозяйств.
В конце декабря «Стрим-ТВ» приступила к строительству магистральной оптоволоконной сети в Краснодаре. К середине 2008 года в столице Кубани планируется построить современную мультисервисную сеть на базе технологии FTTB, охватывающую территорию компактной застройки во всех районах города (до 200 тыс. квартир). Она послужит для предоставления современных телекоммуникационных услуг Triple Play.
В прошлом году на рынок ШПД решительно вышли традиционные операторы из холдинга «Связьинвест». Это — знаковое явление, по которому можно судить о «взрослении» регионального сегмента рынка. К примеру, количество ШПД-подключений по технологии ADSL 2, продвигаемой «ЦентрТелекомом» под брендом Domolink, превысило в 2006 году 115 тыс. За 8 месяцев реализации проекта, стартовавшего в середине апреля прошлого года, их число выросло более чем в 7,2 раза. Проект Domolink реализуется на территории шести регионов центральной России: в Белгородской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Московской и Тульской областях.
В 2007 году «ЦентрТелеком» планирует существенно расширить географию предоставления услуг ADSL-доступа с использованием нового бренда. По оценкам представителей компании, число абонентов сервиса Domolink достигнет в конце 2007 года 250 тыс.
Подразделения «Связьинвеста» в других регионах страны также активно развивают услуги ШПД на «подведомственных» им территориях. Компания «ВолгаТелеком», предлагающая услуги под торговой маркой «J», имела на конец прошлого года примерно 110 тыс. пользователей высокоскоростного доступа. Абонентская база «Северо-Западного Телекома» (торговая марка «@вангард») составила 90 тыс. Фирма «Уралсвязьинформ» (Utel) подключила 86 тыс. домохозяйств, «Дальсвязь» (Disly) — 74 тыс., а ЮТК (Disel) — 68 тыс.
Вернемся в столицу. Прошедший год запомнился тремя ярчайшими событиями. Прежде всего, завершился основной этап строительства оптической сети доступа «Корбины Телеком» на базе архитектуры FTTB. Абонентская база провайдера за год увеличилась с 18 тыс. до 120 тыс. При этом к оптоволоконной сети удалось подключить около 20 тыс. многоквартирных домов. В настоящее время ВОЛС «Корбины Телеком» имеет протяженность 4,5 тыс. км и охватывает 97 из 119 районов Москвы. Другими словами, она сопоставима по масштабам с медной сетью МГТС.
Крупнейшие провайдеры услуг ШПД (тыс. абонентов) |
Развивая свой проект, «Корбина Телеком», фактически, навязала конкурентам ценовую войну, итогом которой стало повсеместное пятикратное увеличение скорости абонентских подключений при сохранении прежних расценок.
Впечатляющим событием прошлого года стало строительство «Голден Телекомом» московской общегородской сети Wi-Fi. Ввод сети Golden Wi-Fi в коммерческую эксплуатацию намечен на I квартал 2007 года, а сейчас проект проходит этап бета-тестирования. Golden Wi-Fi — самая большая сеть в Европе и вторая по величине в мире. Но куда более важным событием для рынка широкополосного доступа стал предновогодний анонс покупки «Голден Телекомом» контрольного пакета акций «Корбины Телеком». Слияние этих компаний приведет к появлению нового мощного игрока, способного обойти сегодняшнего лидера «Комстар-ОТС».
Добавим, что в прошлом году в столице проявляли значительную активность еще два крупных провайдера услуг ШПД — «Центральный Телеграф» (торговая марка QWERTY) и «Комкор-ТВ» (сеть «Акадо»). Первый преуспел в строительстве сети по схеме FTTB почти в 40 жилых районах Москвы и Подмосковья. За прошедший год охват сети «Центрального Телеграфа» вырос в два раза и теперь составляет более 1 млн столичных квартир. Услугами широкополосного доступа на базе сети QWERTY пользуются свыше 75 тыс. абонентов. А число клиентов сети «Акадо», развивающей в сетях кабельного телевидения услуги ШПД по технологии HFC, составило к концу года примерно 120 тыс.
В целом, уверены аналитики, на нынешнем этапе потенциал российского рынка ШПД связан как с ростом пользовательской аудитории (что менее актуально для насыщенного столичного рынка), так и с развертыванием дополнительных услуг, в том числе интерактивного телевидения и альтернативной телефонии на базе IP.